Средневековая еврейская философия

Еврейская философия развивалась на землях, которые в VII— VIII вв. были захвачены арабами, однако начала свое развитие несколько позднее арабской. Политика арабской власти относи­тельно евреев была либеральной. Еврейские ученые и философы пользовались источниками, предварительно истолкованными арабами. Многие ученые писали свои научные, а также философ­ские произведения по-арабски.

В IX веке появилось религиозное течение караимов, интерпретирующее Библию, включая в нее но­вые элементы, приобретенные арабской философией. Концепция караимов была встречена не только критикой традиционных рав­винов, но и реакцией возникшего в X веке течения раввинского рационализма, которое боролось с “ересью” караимов при помо­щи философии. Представители этого течения, Давид бен Мерван (X в.) и Саади (892-942), – это первые еврейские средневековые философы. В X веке в Египте возникло также чисто философское неоплатоническое течение, представленное одним из крупнейших еврейских философов, Исааком Израэли (около 850 – около 955).

В X в. традиция раввинского рационализма, а также новые философские источники достигают еврейской диаспоры, обитающей в арабской Испании. Возникает собственно философская мысль. Течение неоплатонизма получает продолжение в лице Иби Гебироля (1020-1070). В XII в. появляется течение аристотелизма, родоначальником которого был Ибн Дауд (1100-1180), ему наследовал крупнейший философ еврейского средневековья Моисей Маймонид (1136-1204). Завоевание Испании войсками хри­стиан положило конец развитию еврейской философии: ее пред­ставители эмигрируют в Северную Африку. Обратим внимание на основные проблемы, которые обсужда­лись в средневековой еврейской философии.

Разум и вера – философия и теология. Давид бен Мерван ставит теологию превыше философии и постулирует строгое отделение языческой философии от религии: эта философия опасна, ибо ведет к ереси. Зато Саади допускает включение философии в теологию, потому как философия позволяет лучше понять веру. Ибн Дауд уже признает определенное родство философии и веры, а также теоло­гии
.

Философия помогает вере, потому что в Библии достаточно неясностей и она требует рационального анализа. Ибн Гебироль не занимался этой проблематикой, но в своих философских произве­дениях опирался исключительно на греческую философию, не включающую истинную веру, следовательно, был сторонником их полного раздела. Моисей Маймонид имел сходные взгляды, однако полагал, что в своей философии не отходит от веры.

Понятие Бога. Давид бен Мерван занимается вопросом отно­шения признаков Бога к его существу: можно ли приписать Богу только негативное определение – то, чем Бог не является. Саади главным образом занимается проблемой единства Бога, обосно­вывая монотеизм и критикуя христианский догмат Троицы. Ибн Гебироль рассуждает о существе Бога в философских категориях: Бог есть совершенство, в неоплатоническом смысле, единство, и его воля единосущна его существу.

Разум не может познать Бога – до него можно дойти только через волю. Моисей Маймонид дока­зывает существование Бога, апеллируя к выводам Аристотеля о перводвигателе. Также он занимается возможностью познания Бога через человека: существо его непознаваемо, но мы можем что- то узнать о нем, изучая последствия его творчества в нашем мире, и в то же время определяя, чем он не является.

Бог и мир. Саади обосновывает творение мира из ничего и для этого использует аристотелевские предпосылки: цепь причин не может идти в бесконечность. Исаак Израэли принимает чисто нео­платоническую схему возникновения мира, согласовывая ее с тези­сом творения из ничего: Бог сотворил из ничего первую интелли­генцию, из которой выходят следующие ступени бытия – первый луч света дает душу животную, из этой души луч дает душу вегета­тивную (свойственную растениям), из которой образуются сферы неба, а из них – материальные вещи.

Эманационный способ проис­хождения мира принимает также Ибн Гебироль: от чисто духовного Бога рождается интеллигенция, из нее – другая, низшая интелли­генция, а в конце рождается Природа, из которой возникают мате­риальные вещи. Моисей Маймонид полагает, что мир сотворен Богом, но философия не в состоянии доказать это.

Проблематика человека. Саади занимался основными пробле­мами познания: он принимал принципиальную правильность че­ловеческого познания – коль скоро душа происходит от Бога, а Бог есть истина, то познание, осуществленное посредством души, должно быть истинным. Исаак Израэли проводит полное иссле­дование проблематики человека.

Человек есть соединение духа и тела: душа есть искра божья, живущая в теле в состоянии усыпле­ния. Это состояние преодолевается добродетельной жизнью, и после смерти разбуженная душа может соединиться с мировой ду­шой. Ибн Гебироль под влиянием неоплатонизма рассматривает человека как микрокосм – соединение материальных и духовных частей мира. Человек, возникший в процессе эманации, также мо­жет возвратиться к Богу, а путь этого возвращения есть путь дос­конального самопознания.

Концепция человека Моисея Маймонида восходит к аристотелизму. Человек сложен из тела и души, которая обладает вегетативной (природной), чувственной и ум­ственной властью. Наивысшая умственная власть есть возмож­ный интеллект, который обретает познание благодаря сотрудни­честву с деятельным (активным) интеллектом – особенной, от­дельной от человека интеллигенцией. Целью человека является обретение полного, всеохватывающего познания, и это познание, имеющее место в возможном интеллекте, позволяет человеку пос­ле смерти соединиться с особенным интеллектом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)