Сущность этнометодики обучения математике

В. Вундт утверждал, что содержание образования, методы и приёмы обучения, которые соответствуют этническим, психофизиологическим особенностям детей, наилучшим образом способствуют развитию у них когнитивных процессов. Многие исследователи по социальной психологии и педагогике (Ю.В. Арутюнян, А.К. Байбурин, В.М. Беркутов, Ю.В. Бромлей, Дж. Брунер, Р.В. Габдреев, Г.Г. Дилигенский и т.д.) выявили взаимосвязь между свойствами национального характера и типичными для данной культуры методами обучения и воспитания детей. Еще в 80-90-х гг. прошлого века в работах исследователей проблем воспитания и образования детей малочисленных народов Севера, отмечалось необходимость смены подходов и методик к их обучению (У.А. Винокурова, Е.П. Жирков, С.Н. Еремин, О.В. Лишин, В.С. Мухина, А.П. Оконешникова).

Так, А.П. Оконешникова отмечала, что «обучение никогда не начинается на пустом месте, не выковываются совершенно новые формы мышления, напротив, точное знание наследственных (этнопсихологических) форм познавательных психических процессов и поведения человека является фундаментом для усвоения и присвоения информации из социальной среды».

В современных исследованиях посвящённым северным народам указывается на учёт этнопсихологических особенностей детей при организации процесса обучения и воспитания В.В. Аршавский, Ю.В. Балашов, Е.П. Жирков, В.М. Куриков, В.Х. Нерадовский, А.П. Оконешникова, А.И. Петрова, Н.В. Подшивалова, Н.Г. Хайруллина, Т.Г. Харамзин и др. А.В. Хуторской главным отличием дидактики от методики считает то, что дидактика исследует обучение на теоретическом, более общем уровне, чем методика. Дидактику определяет, как педагогическую теорию обучения, дающую научное обоснование его целей, содержания, методов, организационных форм. А в методиках (обучения школьников и студентов различным дисциплинам), как утверждает А.В. Хуторской, содержатся специфические частные закономерности управления учебной деятельностью, развитием мышления учащихся.

Следовательно, следует отличать и этнодидактику от методики обучения, соответствующей этнической природе ребенка. Так, в 80-х годах прошлого века в отечественной теории и практике преподавания русского языка как иностранного В.Н. Вагнер было введено понятие «национально-ориентированная методика». Суть данной методики Вера Николаевна формулирует следующим образом: «учитывается существование в мозгу человека внутренней языковой системы и сознания исходного языка, оказывающих влияние на восприятие и усвоение целевого (русского) языка.

С учётом национально-языковой специфики восприятия и усвоения русского языка учащимися отбирается, организуется, излагается и закрепляется языковой учебный материал и строится весь учебный процесс оптимальным образом для данного контингента учащихся». В числе основных принципов данной методики включает принцип учёта национальных традиций в преподавании иностранных языков.

Т.А. Кротова замечает, что ситуация в методике преподавания иностранных языков в последние годы сильно меняется. По мнению Т.А. Кротовой, национально-ориентированная методика в аспекте развития теории межкультурной коммуникации тоже трансформируется. Отмечает о назревании необходимости активного привлечения данных психолингвистики, этнолингвистики, этнодидактики. Как считает исследователь, национальная специфика связана не только и не столько со структурными различиями языковых систем, но с различиями в системах национального мышления, национального характера.

В последнее время в методике преподавания русского языка как иностранного стали активно использоваться такие термины, как этнометодика или этноориентированное обучение. Как отмечает Т.А. Кротова, принципиальным отличием этноориентированного обучения от традиционной национально-ориентированной методики является опора на данные социологии, социолингвистики, этнопсихологии и этнографии.

Интересно
Теоретические позиции этнометодики были сформулированы в совместной монографии Т.М. Балыхиной и Ч. Юйцзяна «От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их решения» (2010). Методисты-исследователи на основе изучения и анализа этнокультурных особенностей китайского народа, предлагают свои рекомендации по организации процесса обучения китайских учащихся.

На основе анализа этих работ, вводим понятие «этнометодика (этноориентированная методика) обучения математике». Основой данной методики должен стать учёт этнорегиональных особенностей учащихся. Другими словами, весь учебный процесс по математике (от цели, отбора содержания, выбора метода, форм и средств обучения, организации и т.д.) должен строиться оптимальным образом для данного контингента учащихся с учётом национальной специфики познавательной деятельности, восприятия, мышления, памяти, функциональной деятельности высшей нервной системы, этнокультурных особенностей и т.д.

Таким образом, этнометодика (этноориентированная методика) обучения математике представляет собой совокупность системы приёмов и методов, соответствующих этнической природе ребёнка и являющихся конкретными действиями, направленными на достижение поставленной цели. Использование достижений этнопсихологии, этнофизиологии и социологии при работе с определенными контингентами учащихся школ малочисленных народов Севера позволит учителям математики использовать этноориентированную методику (этнометодику) как в работе с моно-, так и с полиэтническими группами учащихся всех типов малокомплектных школ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)