Формы и средства этноориентированного обучения
На уровне учебного предмета реализация содержания этноматематического компонента осуществляется по двум направлениям: через обязательную часть основной образовательной программы и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Эти взаимодополняющие и относительно автономные части образовательной программы не являются полностью независимыми. При их интеграции в виде урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности формируются универсальные учебные действия обучающихся.
Наиболее удачными формами организации этноориентированного обучения математике являются интерактивные технологии: работа учащихся в малых группах, дидактические игры (ролевые, деловые, образовательные), ученик в роли учителя, проектный метод, дебаты, кейс-метод, межпредметные, интегрированные уроки и другие нетрадиционные методы проведения уроков, в которых научное содержание наиболее естественно сочетается с личным и этнокультурным опытом учащихся школ малочисленных народов Севера.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная) и обеспечивающая индивидуальные потребности обучающихся, личные интересы и склонности, в том числе этнокультурные позволяет реализовать содержание этноматематического компонента во время внеурочной деятельности. Что способствует развитию общей культуры учащихся школ малочисленных народов Севера, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению.
Реализация этноматематического компонента во внеурочной деятельности организуется по духовно-нравственному, общеинтеллектуальному и общекультурному направлениям развития личности на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. Используются следующие формы: краеведческая работа, научно-практические конференции, конкурсы, школьные научные общества, поисковые и научные исследования, учебно-исследовательская и проектная деятельность, и другие формы, отличные от урочной.
Учащиеся с научными докладами могут выступать на различных этапах научно-практической конференции «Шаг в будущее», «Самсоновские чтения», «Соколовские чтения» и др. Кафедрой методики преподавания Северо-Восточного федерального университета ежегодно проводится конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Этноматематика народов Якутии».
Организаторами конкурса в качестве тем исследовательских работ предлагаются следующие темы:
- «Система счёта и нумерация народов Якутии».
- «Метрологические знания народов Якутии».
- «Геометрические сведения народов Якутии».
- «Математические понятия и термины на языках народов Якутии».
- «Этнопедагогика народов Якутии» (игры на счёт, загадки, считалки, пословицы и другие виды устного народного творчества, содержащие математические знания).
- «Фольклорные математические задачи народов Якутии».
- «Памятники математической культуры народов Якутии» (находящиеся в музеях, коллекциях и т.д.).
В качестве тем проектных работ по составлению авторских задач с этнорегиональным содержанием могут предлагаются следующие темы:
- «Задачи о Якутии в годы Великой Отечественной войны».
- «Моя малая родина (села и города Якутии) в математических задачах».
- «Фольклор народов Якутии в математических задачах».
- «Город Якутск в математических задачах».
- «Профессии Севера в математических задачах».
- «Задачи об особо охраняемых природных территориях Якутии» и др. В образовательном процессе этноориентированного обучения желательно использовать следующие средства: учебные пособия и задачники по этноматематике (в печатной и электронной форме).
Среди средств этноориентированного обучения математике учащихся школ малочисленных народов Севера, с учётом проживания в условиях культурной депривации (низкий социальный и материальный статус семьи, ограничения в доступе к образованию и т.д.), ограниченности широты мировоззрения непременно должны быть современные информационные технологии. Активное использование новых компьютерных технологий, всемирной глобальной сети Интернет учащимся школ малочисленных народов Севера даёт возможность не только приобретать навыки самостоятельного поиска нужной информации, самообучения, но и приобщаться к достижениям отечественной и мировой культуры, познать современный мир. Основным этнодидактическим средством обучения математике являются задачи с этнорегиональным содержанием, которым посвящёна следующая глава.
- Требования к задачам с этнорегиональным содержанием
- Содержание обучения математике в школах малочисленных народов Севера
- Цели обучения математике
- Этнокультурные особенности обучения математике учащихся школ малочисленных народов Севера
- Сущность этнометодики обучения математике
- Принципы и подходы этноориентированного обучения математике
- Национальные особенности обучения математике учащихся школ малочисленных народов Севера
- Региональные особенности обучения математике учащихся школ малочисленных народов Севера
- Сущность понятий региональные, национальные и этнокультурные особенности обучения математике
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу