Природа философских проблем. Предмет философии и основные направления его исторической динамики

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Мы уже говорили о том, что наличие в струк­туре философского знания так называемых вечных вопросов, зат­рагивающих существование человека и общества, специфическим образом характеризует философское знание.

Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но все-таки не­смотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовав­ших философских учений признать единый предмет исследова­ния, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Какие же это основные философские про­блемы, философские темы?

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Первый вопрос, с которого начи­налось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь – что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее? В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различный вид.

Опи­раясь на различные науки, синтезируя знания из разных облас­тей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, прин­ципов его устройства, первоосновы всего существующего. Философия – дочь своего времени, как писал Фейербах, и в соответствии с этим формировались различные философские модели мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устрем­ленности к познанию тайн мира.

Вторая философская тема – проблема человека, смысла суще­ствования человека в мире. Проблема человека – в центре многих древневосточных философских школ. Антропологический пово­ рот, совершившийся в древнегреческой философии в лице софис­тов, а затем Сократа, зафиксировал еще одну “вечную” философс­кую тему. Человек – мера всех вещей, с точки зрения Протагора.

Софисты отказываются от рассмотрения космологической про­блематики и поворачиваются к человеку. Космос, с точки зрения Сократа, непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Имея это в виду, Гегель говорил о Сократе: “Субъект взял на себя акт приня­тия решения”. В последующем развитии в средневековой филосо­фии человек рассматривается как существо, тяготеющее к злу вследствие своей природы, первородного греха и т.д.

В эпоху ран­них буржуазных революций Декарт провозглашает человеческий разум непогрешимым судьей в вопросах истины: “Мыслю, следо­вательно, существую”. Человек – венец природы, с точки зрения Фейербаха, и в этом смысл его философской антропологии. С мар­ксистской точки зрения, человек – совокупность общественных от­ношений, а в рамках западной философии XX века анализируют­ ся различные феномены человеческого бытия – страх, отчаяние, воля, любовь, одиночество и т.п. До сих пор проблема человека – самая трепетная философская тема.

Третья важнейшая философская тема – проблема отношения человека и мира субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализм во все времена, начиная от античного стихийного материализма и древневосточных мате­риалистических философских школ, решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объек­тивного, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализ­му, принимающему за первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п.

Тема отношения человека и мира на протяжении всей истории философской мысли инициировала постановку и специфическое решение проблемы познаваемости человеком мира, соотношения мнения и знания, истины и заблуждения, возможностей и пределов познания, проникая в механизмы и тайны познавательной деятель­ности человека, поиска критерия истинности наших знаний и т.п.

И, наконец, четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в “мире людей”. Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начи­ная от идеального государства Платона и Конфуция, города Сол­нца Кампанеллы и кончая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества.

В рамках решения самых разнооб­разных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема герменевтики, понимания человека человеком, понимания тек­стов, диалога автора того или иного произведения с читателем, адресатом, который порою через века проникает в сокровенный смысл произведений и благодаря этому “творит” свои личност­ные смыслы и тайны восприятия. Поиск согласия, взаимопонима­ния, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного реше­ ния всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полно­стью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме или построению модели мира, или проблеме человека, исследованию субъективного, или взаимоотно­шению человека и мира, постановке гносеологических вопросов, или же анализу проблемы отношения человека и общества, человека в мире людей.

В исторической динамике менялись акценты в решении этих философских проблем, однако уже в древних философских уче­ниях можно зафиксировать постановку и своеобразное решение каж­дой из выделенных нами философских тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения.

Возможность различных трактовок предмета философии зак­лючена в сложности, многогранности самого предмета исследова­ния. Каждое время, отмечал в связи с этим Л. Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает, и призывал не забывать о времени, когда было написано то или иное произве­дение. Самые тонкие и драгоценные мысли своего времени и народа концентрируются в философских идеях.

Обобщая различные подходы к определению философии и про­блемного поля ее исследования, отдельные мыслители по-разному трактовали этот вопрос. Аристотель делит философию на теоре­тическую (умозрительную), цель которой – знание ради знания, практическую, цель которой – знания ради деятельности, и твор­ческую (поэтическую), цель которой знание ради творчества.

Ви­зантийский богослов и поэт Иоанн Дамаскин (около 675 – около 753) в своем труде “Источник знания” дает шесть определений философии:

  1.  философия есть познание природы сущего;
  2.  философия есть познание вещей божественных и человечес­ких, то есть невидимых и видимых;
  3. философия есть помышления о смерти как произвольной, так и естественной;
  4. философия есть уподобление богу, ибо уподобляемся богу мы через мудрость, справедливость, праведность, доброту, когда мы благодетельствуем нашим обидчикам;
  5. философия есть искусство искусств и наука наук, через нее изобретается всякое искусство и всякая наука;
  6. и, наконец, философия есть любовь к мудрости.

Принципиальное значение для философии в ее самом высоком, всемирно-гражданском космическом значении, считает И. Кант , имеют вопросы, отражающие типы отношения человека к миру: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеять­ся? Отдавая высокую дань теоретическому разуму, Кант без коле­баний на первый план выносит практический разум – то, чему учит философия.

Философия воплощает в себе идею совершенной мудрости и указывает высшие цели человеческого разума, связанные с нравственными идеалами и ценностями. А потому все три вопроса, в которых охватывается предназначение философии, можно было бы свести к четвертому – что есть человек? Если существует наука, писал И. Кант, действительно нужная человеку, то

это та, которой я учу – а именно подобающим образом занять ука­занное человеку место в мире, и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком. По мнению Канта, ори­ентация на человека и высшие нравственные ценности придает философии достоинство и внутреннюю ценность.

Отдавая дань рационалистически-аналитическому, “объекти­вистскому” взгляду на мир, марксисты основной вопрос филосо­фии формулировали как вопрос отношения мышления к бытию. Ф. Энгельс, акцентируя внимание на научный, рациональный мо­мент нашего взгляда на мир, констатирует: “Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию”.

Основной вопрос филосо­фии, согласно этой позиции, имеет две стороны. Его первая сто­рона – это вопрос о том, что является первичным – дух или мате­рия, материя или сознание. Философы разделились на два боль­ших лагеря, сообразно тому, как они отвечали на вопрос об отно­шении мышления к бытию. Те, которые утверждали, что дух су­ществовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

Вторая сторона основного вопроса философии – как относятся наши мысли об окружаю­щем нас мире к самому миру, познаваем ли мир. Философы, от­рицающие познаваемость мира, называются агностиками.

Датский философ и теолог С. Кьеркегор (1813 -1855 ), чьи философские воззрения сложились под влиянием немецкого ро­мантизма и переоценки рационалистического, “холодного” взгляда на мир, основное предназначение философии видел в осмыслении таких вопросов – где я? Что значит сказать “мир”? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто Я?

Осуществив пересмотр западной философии, как отвлеченной рассудочности и негативной философии, русский религиозный философ, поэт и публицист В. Соловьев (1853 – 1900) противополагает ей цельную философию всеединства и связывает философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса “быть или не быть правде на земле”, пони­мая правду как реализацию христианского идеала. Нравствен­ный аспект не только может, но и должен был быть положен, с точки зрения мыслителя, в основу теоретической философии.

Для французского писателя и философа А. Камю (1913 -1960 ) “есть лишь одна по-настоящему серьезная философская пробле­ма – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаменталь­ный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измере­ния, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью кате­гориями – второстепенно” К В более широком контексте Камю стремится основной вопрос философии связать с проблемой ценности человеческой жизни.

Мы наметили лишь отдельные контуры проблемного поля философского знания, позволяющего “уловить” динамику и многообразие предмета философии.

В рамках же собственно философского знания уже на ранних этапах становления нача­лась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

  • онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;
  • гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;
  • аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;
  • праксеология – учение о практическом отношении челове­ка и мира, активности нашего духа, целеполагании и действен­ности человека;
  • антропология – философское учение о человеке в много­мерных его ипостасях;
  • социальная философия – раздел философии, описываю­щий специфические особенности общества, его динамику и пер­спективы, логику социальных процессов, смысл и предназначе­ние человеческой истории.

Эти разделы не редуцируемы, не сводимы друг к другу, но тесно связаны между собой. В целях наглядности можно пред­ложить схему философского квадрата, вершинами которого бу­дут онтология, гносеология, аксиология, праксеология, а точку, объединяющую эти различные разделы философского знания, будут олицетворять философская антропология и социальная философия, помещенные в центре квадрата

Исследование исторической динамики предмета философии, ее проблемного поля, сравнение философии с мифологией, рели­гией, наукой, искусством, мировоззрением позволяет сделать вы­вод о том, что философия не сводится ни к одному из этих феноме­нов человеческой культуры однозначным образом. Такое сведение означало бы неоправданное снижение существа философии, зак­лючение ее в узкие рамки.

М. Хайдеггер подчеркивает двусмысленность, специфици­рующую философию: философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой; философия кажется похожей на мировоззренческую проповедь, тоже не будучи ею. Философская мысль всегда есть мышление, охватывающее “заодно и понима­ющего человека, и его бытие – не задним числом, а так , что первого нет без второго, и наоборот. Нет никакого схватывания целого без захваченности философствующей экзистенции”.

В силу этого философия представляется чем-то таким, что, во- первых, каждого касается и до каждого доходит, и, во-вторых, является предельным и высшим К. Хайдеггер пытался осмыслить суть философии, философского вопрошания путем истолкования и осмысления романтического изречения известного поэта Новалиса: “Философия есть, соб­ственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома”.

Философия может быть подобной тягой, когда мы, философствующие, повсюду не дома. Очевидно, быть дома повсюду, значит быть всегда, и глав­ное, в целом. Это “в целом” и его целое мы называем миром. Нас всегда зовет нечто как целое, бытие в целом, к которому и тянет нас в нашей ностальгии. Философская истина есть по существу исти­на человеческого присутствия в мире.

В судьбе человеческого при­сутствия укоренена истина философствования. Философия позволяет человеку поднять собственное присутствие и присутствие других до плодотворной вопросительности. Правда такого пони­мания есть нечто последнее и предельное. Поэтому философия – это всегда противоположность всякой успокоенности и обеспечен­ности, изгнание из повседневности, она подобна вихрю, который находится в самом существе человека, его присутствии, подобно воронке, затягивающей человека в свою середину, чтобы именно таким образом он смог понять свое присутствие. В этом суть ис­тинного настоящего философствования, готовность к опасности философии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)