Позитивизм

Начальной версией философии науки стал позитивизм, сло­жившийся в своей первой, классической форме на протяжении первой половины XIX в. во Франции (ОгюстКонт, 1798-1857) и Англии (Джон Милль, 1806-1873 и Герберт Спенсер, 1820— 1903). Главный тезис первого позитивизма заключался в том, что подлинно научное, положительное (“позитивное”) знание о мире может быть получено лишь специальными (прежде всего – есте­ственными) науками, которые владеют такими важными метода­ми познания, как наблюдение и эксперимент, и опираются на бес­спорные факты.

“Уступить место” такому позитивному знанию должны поэтому все прежние умозрительные, туманные и бес­плодные рассуждения натурфилософии и метафизики – дисциплин, которые до этого пытались привести в систему богатый эм­пирический материал естествознания и обнаружить в нем всеобщие начала, принципы и законы бытия. Лишь позитивное знание, которое может быть непосредственно дано в опыте и результатах его логической обработки, удобно для практического применения и в первую очередь необходимо человеку.

Основоположник позитивизма Огюст Конт обосновывает свою концепцию науки тремя основными законами.

  1. Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого по­знания мира. На первой, теологической стадии, человек объясня­ет мир с помощью сверхъестественных (преимущественно боже­ственных) сил. Для второй, метафизической стадии, характерно объяснение мира с помощью неких первоначал, первосущностей (субстанций, идей и т. д.), которые якобы лежат в основе всех вещей и явлений, но не даны нам в непосредственном опыте.

По­ этому человечество постепенно отказывается от бесплодных по­пыток обнаружить трансцендентные сущности вещей и перехо­дит к третьей, позитивной стадии развития познания. На ней наука фиксирует то, что открывается в опыте, формулирует за­коны как выражение связей между явлениями и старается дать ответ на вопрос “как?” (но не “почему?”‘), то есть приобретает статус преимущественно описательного знания. Позитивной на этой стадии становится и философия: она отказывается от об­суждения традиционных метафизических проблем и начинает заниматься обобщением и систематизацией результатов научно­го познания.

  1. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Его смысл и назначение заключаются в том, чтобы “обуздать” неуем­ную творческую фантазию ученого, отвлечь его от умозритель­ных, не опирающихся на опыт размышлений. Нужно, пишет Конт, “придумывать только такие гипотезы, которые… допускали бы… положительную проверку”.
  2. Энциклопедический закон, проявляющийся в классификации основных наук. Используя принципы движения научного знания (от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древ­него к новому), Конт выделяет наиболее совершенные науки: математику, астрономию, физику, химию, физиологию, социальную физику (социологию – этот термин введен в науку именно Кон­том), мораль. И в этой классификации просматривается ориента­ция на естественнонаучное знание: не случайно наука об обществе понимается Контом как своеобразная “социальная физика”. Вместе с тем эту иерархию пронизывает мысль, что каждая последую­щая наука опирается на все предыдущие, что является в принципе верным.

Идеи Конта получили свое развитие и завершение в концепци­ях Джона Милля и Герберта Спенсера. Милль, с одной стороны, укрепляет мысль Конта об опытном происхождении знания, рас­пространяя ее и на генезис морали. С другой стороны, в отличие от Конта, недооценивавшего значение логики, Милль рассматривает ее как способ получения нового знания и детально разрабатывает методы индуктивного рассуждения.

Спенсер обращает серьезное внимание на проблему соотношения философии и специальных наук. Философия, по его мнению, также есть научное знание, но высшей степени общности: она, в отличие от частных наук, дости­гает полного объединения знаний, хотя и на основе данных, полу­ченных ими. Таким образом, и Конт, и Спенсер обратили внима­ние на определенную зависимость философии от науки, поставля­ющей ей материал для теоретической рефлексии.

Классический позитивизм, при всех его недостатках, предло­жил развивающейся науке определенные методологические идеа­лы: необходимость опоры на опыт, описательную трактовку зна­ния, индуктивизм как способ мышления, тенденцию к объедине­нию знания. Однако этого оказалось недостаточно для анализа и решения новых проблем, с которыми столкнулась наука конца XIX – начала XX вв. и которые потребовали переосмысления ста­туса теоретического знания и способов его построения.

Револю­ция в естествознании этой эпохи привела к упадку картины мира классической науки, а вместе с ней и первого позитивизма, кото­рый основывался именно на этой картине. На смену ему пришла вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм, который сохранил многие идеи Конта, Милля и Спенсера, но в то же время предложил и некоторые гносеологические инновации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)