Показатели качества логистического обслуживания в торговле
Оценка эффективности логистического обслуживания заключается в сопоставлении фактических значений показателей качества обслуживания с плановыми (нормативными) значениями. Она может быть как качественной, так и количественной.
В качественной форме оценка предполагает ответ на вопрос – соответствует ли логистическое обслуживание по рассматриваемой совокупности свойств требованиям контрагентов, уступает им или превосходит их?
При планировании как начальном этапе управления качеством логистического обслуживания принципиально важны взаимоотношения с контрагентами. Необходимо не только определить их состав и их потребности в логистическом обслуживании, но и предложить им варианты обслуживания с учетом затратных ограничений по принципу «цена – качество».
Все показатели эффективности логистического управления в торговле можно разделить на несколько групп:
- Удовлетворение потребностей контрагентов (поставщиков и потребителей) в качестве продукции и логистического сервиса.
- Использование инвестиций.
- Логистические издержки.
- Время циклов.
- Производительность.
В группу «Удовлетворение потребностей контрагентов в качестве продукции и логистического сервиса» входят такие показатели, как степень готовности поставщиков продукции, наличие возможности изменения параметров заказа, выполнение заказов в установленные сроки, полнота удовлетворения заказов, точность параметров заказа, количество возвратов, количество случаев отсутствия запасов и несогласованного повышения тарифов.
К группе показателей «Использование инвестиций», в свою очередь, относятся:
- частота оборачиваемости оборотных средств;
- средний уровень запасов;
- объём инвестиций, вложенных в развитие логистической инфраструктуры;
- объём и эффективное использование инвестиций, предназначенных для технологического обновления торгового предприятия.
К «Логистическим издержкам» необходимо отнести:
- процент затрат на логистику в общем объёме расходов;
- отношение затрат на закупку продукции к затратам на единицу продукции;
- себестоимость продукции;
- затраты, связанные с выполнением внутренней и внешней транспортировки;
- затраты, связанные с качеством продукции (потери из-за несоответствующего качества продукции, возврат товаров, потери продаж и пр.);
- затраты на складирование и переработку грузов; затраты, связанные с процедурой исполнения заказов и формированием партии поставки.
В группу показателей «Время циклов» включены такие временные параметры, как время цикла заказа, время логистического цикла, время пополнения запасов, время подготовки и комплектации заказа, время обработки заказов, время доставки заказа.
К группе «Производительность» относится:
- количество обработанных заказов в единицу времени;
- грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств;
- логистические издержки на единицу продукции;
- затраты на единицу объема продаж.
Отдельные стороны логистического процесса торговых предприятий могут иметь специфические показатели эффективности. Это и показатели работы склада / распределительного центра, и показатели эффективности внутреннего и внешнего транспорта, и показатели эффективности физического распределения.
Так, например, к показателям эффективности работы склада / распределительного центра можно отнести:
- показатели интенсивности работы склада / распределительного центра (грузооборот, удельный грузооборот, коэффициент неравномерности загрузки и пр.);
- показатели эффективности использования складских площадей (вместимость склада / распределительного центра, полезная площадь, коэффициент использования вместимости, грузонапряжённость и др.);
- показатели уровня сохранности грузов (число случаев несохранности, потери товара из-за ухудшения качества и др.);
- финансовые показатели (расходы и доходы склада / распределительного центра, себестоимость хранения, производительность труда работников и др.).
К группе показателей, характеризующих эффективность использования транспорта, относятся:
- коэффициент использования грузоподъёмности (грузовместимости) транспортного средства;
- объём перевозок или грузооборот подвижного состава транспорта в определённый промежуток времени (час, смена, сутки и др.);
- грузооборот на 1 тонну грузоподъёмности транспорта и т.д.
Показатели эффективности физического распределения используются для оценки технологии логистики:
- скорость исполнения заказа;
- скорость и надёжность доставки;
- гибкость;
- способность к немедленному удовлетворению возникающего спроса.
Необходимо отметить, что не существует универсальной системы показателей эффективности логистического обслуживания, так как различные логистические системы имеют свою специфику.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу