Гражданско-патриотическое воспитание учащихся

Гражданско-патриотическое воспитание – это процесс подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях демократического общества, инициативному труду, участию в социально значимых делах, реализации прав и обязанностей.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед коллективом, к которому он принадлежит – это государство, семья, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от посягательств общественные права и интересы, в ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор.

Гражданская позиция – это стремление отстаивать свои законные права и интересы всеми законными методами и, кроме того, небезразличие к соблюдению прав и интересов других людей.

Патриотизм и гражданственность выражаются в совокупности достойного поведения и высоких нравственных чувств: это любовь к Родине, следование традициям своего народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к защите чести и достоинства Родины, воинская храбрость, мужество и самоотверженность, отрицание расовой и национальной нетерпимости, уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Правовое просвещение направлено, в частности, на формирование последовательной, твёрдой, аргументированной активной гражданской позиции, гражданской компетентности личности – её знаний в области права, а также социологии, этики, политологии, позволяющих ей свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей, применить свои знания и умения на практике, формирование

Для просвещения учащихся в гражданско-правовой сфере необходимо:

  • создать условия для усвоения несовершеннолетними основных ценностей и понятий гражданского общества;
  • познакомить детей с правовыми и нравственными нормами, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом, с деятельностью общественных институтов;
  • развить у учащихся социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни и социально значимых акциях;
  • воспитать такие качества, как ответственность, уважение к другим и чувство собственного достоинства;
  • расширить общекультурный кругозор, сформировать правовую культуру и гражданскую грамотность;
  • познакомить учащихся с выдающимися гражданами России и мира, историческими достижениями Родины.

Примерные мероприятия:

  • изучение символики России, края, города, школы; оформление уголка символики;
  • проведение мероприятий и акций, посвящённых памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
  • изучение родного края и страны через организацию походов, заочных путешествий;
  • совершенствование системы классного и школьного управления;
  • организация встреч с заслуженными людьми, выпускниками школы, ветеранами войн;
  • работа творческих объединений «Основы правовой культуры», «Я и мои права».

Гражданско-патриотическое воспитание, прививающее любовь к Родине и ощущение ответственности за её процветание, начинается «с картинки в твоём букваре» – с младшего возраста. Но особенно необходима работа в этом направлении с подростками – в 14 лет молодой человек получает паспорт и становится гражданином страны.

Интересно
Понятие гражданин имеет и юридический смысл принадлежность к государству, и особый моральный. Гражданин – это человек, знающий и уважающий законы своей страны, занимающий активную нравственную позицию, осознающий свою ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре.

Необходимо, чтобы подросток оценил значимость этого события – получения паспорта гражданина страны. Поэтому вручение такого важного документа не может быть канцелярским, бюрократическим, проходным действием, оно должно запомниться человеку.

Подросток должен оценить свой новый статус как переход к реальной взрослости с новыми правами и ответственностью. Он должен узнать, что с 14 лет человек при правонарушении подпадает под многие статьи уголовного и административного кодексов. И удобный момент предоставить ему информацию о том, что он может и чего не должен с этого дня делать – это момент вручения паспорта.

Хорошо, если о новом правовом статусе молодого человека и конкретно о новом уровне ответственности скажут представитель паспортного стола, приглашённые на вручение лица и если вместе с паспортом ему вручат печатные издания с чётко прописанными правами, обязанностями и ответственностью несовершеннолетнего, наступающими в зависимости от его возраста.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)