Формы и методы деятельности в области правового просвещения

Уроки права для учащихся разных возрастных категорий, включение правовых вопросов в темы уроков различных школьных предметов, факультативы, элективные, дополнительные занятия.

Юридическое содержание учебных занятий по праву должно отвечать следующим требованиям:

  • научность юридической информации, её достоверность;
  • доступность материала определенному адресату;
  • актуальность изучаемых правовых понятий и их непосредственная связь с жизнью;
  • оптимальность объёма предложенной юридической информации.

Правовая работа должна иметь такие характеристики:

  • информативность и содержательность, которые оказывают содействие реализации практических и общеобразовательных целей;
  • коммуникативная направленность;
  • ситуативность – наличие набора ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным правомерным поступкам; ориентация задач на повышение правовой и гражданской активности слушателей;
  • эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса к предмету.

На уроках права необходимо организовать знакомство учащихся с нормативными правовыми актами, регулирующими жизнь детей и подростков, это:

  • основные международные документы о правах человека: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка и др.,
  • важнейшие нормативные правовые акты России: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», кодексы Российской Федерации (Семейный, Жилищный, Гражданский, Об административных правонарушениях, Уголовный, процессуальные и др.).
  • локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность в конкретной образовательной или трудовой организации (уставы, коллективный договор), регулирующие отношения в сфере образования и труда (правила поведения учащихся, правила внутреннего трудового распорядка).

Беседы, лекции. Наибольший воспитательный эффект дают беседы, проводимые непосредственно в учебных группах, поскольку они позволяют в максимальной мере сосредоточить внимание ребят, ответить на интересующие их вопросы.

В течение учебного года рекомендуется организовывать проведение квалифицированных бесед на правовую тематику в каждой учебной группе. К проведению таких бесед можно привлекать работников суда и прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, представителей юридической профессии.

Они могут рассказывать о законодательстве, охраняющем права и интересы детей, показывать воспитательно-профилактическую роль российских законов и практики их применения, разъяснять учащимся меру ответственности за уголовные преступления и административные правонарушения, раскрывать содержание норм уголовного, административного и других отраслей права об ответственности несовершеннолетних, вести антиалкогольную пропаганду, осуществлять другие мероприятия по формированию и развитию правосознания учащихся.

Интересно
Творческие формы (представление проектов, выпуск газет, конкурсы рисунков и плакатов). Проектная форма деятельности предусматривает подготовку творческого задания, презентации, проведение социологических исследований и обязательно представление материала.

Индивидуальная работа каждого становится частью коллективной работы. Проблема, знакомая и значимая для подростков, должна браться из реальной жизни. В ходе работы группы учитывается мнение каждого, оно обсуждается в доброжелательной манере. Форма представления результатов может быть различной (изделие, макет, презентация, видеофильм, праздник, экспедиция, и т.д.). Само публичное представление воспитывает умение выступать перед аудиторией – прививает ораторские навыки, определяет манеру поведения и т.п.

Интерактивные методы – это методы, обеспечивающие личное участие, непосредственную включенность детей в предлагаемую деятельность.

При использовании интерактивных методик исследуются противоречивые вопросы, моделируются реальные ситуации, предлагаются проблемы для совместного решения. Интерактивные методики позволяют педагогу создать в группе атмосферу сотрудничества и созидания, которая в наибольшей степени соответствует цели воспитания правовой культуры – она осознаётся целостно, не только через информацию, но и через чувства и действия.

Так, дискуссия (диспут) – одна из наиболее интересных форм повышения правовой культуры. Она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки.

Участники заранее должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута – ведение спора. Необходимо установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута – уважение к позиции и мнению любого участника.

Игровые формы – ролевые и деловые игры, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни или художественных источников, инсценировки судебных процессов, жизненных правовых ситуаций.

Методика игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры.

Можно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путём совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Интересно
Использование инсценировок и ролевых игр позволяет разнообразить процесс обучения, мотивировать школьников к самостоятельному поиску информации, формировать ответственное отношение к выполняемому делу, учит работать в коллективе, выражать и грамотно отстаивать свое мнение.

Темы инсценировок – актуальные и волнующие современное общество: лишение родительских прав; угон автотранспорта; защита чести и достоинства; защита трудовых прав несовершеннолетних; продажа подросткам алкогольной продукции.

Цели мероприятия – образовательные: изучение основных правовых документов, порядка ведения судебного процесса; воспитательные: умение правильно защищать свои интересы, обосновывать свою точку зрения, уважать оппонента, проявлять гражданскую позицию; получение навыка публичных выступлений; расширение социального опыта.

Например, изучение правовых вопросов возможно путём инсценировок сказок «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Золушка», «Золотой ключик», «Хаврошечка», «Двенадцать месяцев», отрывков из сказок А.С. Пушкина. Ролевые игры «Заседание Конституционного суда», «Выборы Президента».

Наглядные формы – предоставление учащимся буклетов, брошюр, справочного материала по изучаемым правовым темам. Массовые мероприятия по правовому воспитанию (школьные, региональные, республиканские, всероссийские правовые конкурсы, правовые турниры).

Использование материалов средств массовой информации – подготовка, чтение и обсуждение правовых печатных изданий и специальных правовых колонок или отдельных материалов в других газетах и журналах, обсуждение юридических телепередач, программ на радио, популярных сайтов интернета, приравненных к СМИ.

Задача публикаций и передач состоит в популяризации законов, разъяснении юридических норм гражданам. СМИ используют самые близкие потребителю каналы передачи информации, в том числе правовой, причём в самых разных формах – от научных материалов до развлекательно-игровых, что делает СМИ способными «достучаться» до ума и сердца подростков.

Следует активно пользоваться этим эффективнейшим инструментом для воспитания правосознания несовершеннолетних:

  1. Печатные СМИ: «Российская газета» (источник официальной правовой информации), журналы «Российская юстиция», «Право и жизнь».
  2. Телевизионное расследование: «Человек и закон». Основные темы: борьба с организованной преступностью, расследования о коррупции, криминальные истории и др.
  3. Судебные заседания по проблемам подростков: Право-ТВ «По делам несовершеннолетних».
  4. Интернет: on-line версии юридических журналов, записи ТВ-передач («Федеральный судья»), порталы и сайты, приравненные к СМИ по объёмам посетителей:
  5. lawportal.ru «Юридическая Россия» – размещены полные тексты статей из журналов «В мире права», «Ежегодник истории права и правоведения», «Конституционное право» и др.,
  6. zakon-TV.ru Портал юридического телеканала «Закон ТВ».
  7. law.edu.ru/magazine/pravoved Размещены тексты статей из журнала
    «Правоведение».
  8. law-n-life.ru Интернет-версия научно-популярного журнала «Право и жизнь».

Посвящён вопросам теории и практики права в современной жизни. Электронная форма правового просвещения. Интернет предоставляет огромный разнообразный материал для работы с учащимися в области права.

Прежде всего, это источник официальной правовой информации pravo.gov.ru. И конечно, это многочисленные правовые порталы, сайты юридической направленности, где размещены тексты учебников, учебных пособий, монографий, представлены памятники правовой культуры, справочные правовые издания, даются электронные рекомендации для клиентов и специалистов, предоставляется информационное сопровождение юридических действий (инструкции для освоения информационно-правовых баз, заполнения юридических форм, информационные гиды, реестры информационных ресурсов).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)