Гносеология: исходные принципы и проблемное поле

Вопрос “Что я могу знать?” И. Кант поставил первым в ряду тех вопросов, которые составляют предмет философского размышле­ния. Действительно, решение человеком других философских про­блем – о том, как ему жить и действовать в этом мире, на что он может рассчитывать и надеяться и тому подобное – во многом зави­сит от того, что именно человек знает и может знать о мире, о себе, о других людях, об обществе. Поэтому проблема познавательных возможностей человека такая же древняя, как и сама философия.

Когда, например, античный мудрец Сократ говорит: “Я знаю, что ничего не знаю”, он уже, по существу, отвечает (хотя и очень своеобразно!) на этот жизненно важный для каждого человека вопрос. С давних пор в философии сложился целый круг вопросов, относящихся к человеческому познанию: о сущности этого процесса, его условиях и закономерностях, о соотношении знания и познаваемо­го предмета и т.д.

Спектр подобных проблем и составляет содержа­ние философской теории познания – гносеологии (от греч. гносис – познание и логос – учение) или эпистемологии (от греч. эпистеме – знание) (обычно этот термин употребляется как синоним слова “гносеология”, хотя многие авторы относят к эпистемологии фило­софский анализ научного познания).

Следует подчеркнуть, что гносеологию интересуют в первую очередь самые общие и необходимые признаки и закономерности познавательной деятельности – независимо от того, кем и в каких конкретных условиях она осуществляется. Задача ее состоит в том, чтобы дать предельно общее представление о познании, со­ставить его целостную картину, свободную от деталей и частно­стей.

Понятно, что для этого гносеология должна исследовать са­мые различные способы познавательной деятельности, начиная с повседневной житейской практики и кончая сложнейшими фор­мами научного или мистического познания. Правда, исторически сложилось так, что философия долгое время интересовалась в первую очередь научным познанием, считая его образцом всякого познания, и поэтому пыталась экстраполировать его специфичес­кие черты на иные формы познавательной деятельности.

Этот недостаток во многом не преодолен и в современной гносеологии, хотя сейчас и происходит расширение ее предметного поля за счет анализа вненаучных способов познания и выявления все больше­ го числа реальных факторов, которые “вписывают” познание в широкий контекст социокультурного бытия человека.

Познавательная проблематика присутствует так или иначе в любом философском учении, хотя и проявляется в разной мере: гносеологический акцент сильнее заметен в тех случаях, когда философия традиционно ориентируется на науку, считает ее сво­им эталоном (например, марксистская философия, позитивизм и постпозитивизм и другое); слабее познавательная проблематика представлена в тех философских течениях, которые критически относятся к возможностям науки (например, экзистенциализм, философская антропология и др.). Словом, любой философ как- то решает для себя те или иные проблемы человеческого познания, используя свои сознательные или стихийные выводы при анализе других интересующих его вопросов.

Вместе с тем все они исходят из некоторых общих подходов и допущений, которые объясняют, почему вообще возможно чело­веческое познание, и тем самым как бы “оправдывают” существо­вание философских теорий этого процесса.

Важнейшими из них можно считать следующие:

  1. Прежде всего, философы в основном согласны в том, что по­знание – это процесс приобретения человеком знаний о мире и о себе самом как важнейшей “частичке” этого мира. При этом знания трактуются как в общем верные сведения о реальности, в то время как ошибочные сведения считаются заблуждениями, а отсутствие достоверных знаний о чем-либо – ‘незнанием ”. В этом смысле по­знание может быть рассмотрено как целенаправленный процесс движения от незнания к знанию, преодоления заблуждений, дос­тижения все более верных и полных сведений о мире. Стремление к знанию – важнейший ориентир познавательной деятельности человека: следует “больше любить знание, чем незнание,” – сове­товал еще древнегреческий философ Клеобул.
  2. Предпосылкой познавательной деятельности является ре­альность мира и человека с его духовной жизнью. Иное дело, что само бытие и мира, и человека может трактоваться по-разному в различных философских течениях, но все они исходят из реально­сти той данности, в которую вписан познающий человек. Чтобы стала возможной любая культурная (в том числе и познавательная) деятельность, мы “должны ощущать подлинное существование того, с чем соприкасаемся”. Таким образом из реальности бытия человека в мире вытекает реальность процесса человечес­кого познания.
  3. Познание – в той или иной его форме – укоренено в самой сущности жизни, присуще всем живым существам и служит их выживанию в мире. Очевидно, что даже самая простейшая жизнь не могла бы приспособиться к окружающей ее среде, если бы не смогла распознавать и идентифицировать явления и связи своего жизненного мира. Эта фундаментальная способность живых су­ществ совершенствовалась в ходе их эволюции и достигла своей вершины у человека, “потерянного в темном лесу мировой жизни.

Чтобы жить и развиваться, должен человек познавательно ориен­тироваться в мировой данности, со всех сторон на него наступающей”. Познание, таким образом, есть необходимый атрибут чело­веческого бытия, естественное отношение человека к миру, а его результаты – знания – составляют для человека важнейшую жиз­ненную ценность.

Эти аспекты познания специально рассматриваются сейчас в так называемой эволюционной эпистемологии – направлении в современной гносеологии, которое возникло благодаря успехам эволюционной биологииугенетики человека, когнитивной психоло­гии, теории информации и компьютерной науки.

В рамках эволю­ционной эпистемологии утверждается, что люди, как и другие живые существа, являются продуктом живой природы, результа­том эволюционных процессов, в силу чего познавательные и ду­ховные способности, познание и знание детерминированы меха­низмами органической эволюции.

Биологическая эволюция, с этой точки зрения, не завершилась формированием Homo sapiens, она, создав когнитивную основу для возникновения человеческой культуры, оказалась условием ее динамичного прогресса за после­дние 10 тыс. лет. Рубежной работой в формировании эволюцион­ной эпистемологии явилась книга немецкого этолога Конрада Лоренца “Кантовская концепция a priori в свете современной биоло­гии” (1941), в которой приводились убедительные аргументы в пользу существования у животных и человека врожденного знания, материальным базисом которого выступает центральная нервная система.

Идеи К. Лоренца были развиты психологом Д. Кэмпбел­лом (1974), который предложил рассматривать знание не как фе­нотипический признак, а как формирующий этот признак процесс. Биологическая эволюция связывалась с эволюцией когни­тивной системы живых организмов. Познание в конечном счете увеличивает приспособленность живого организма к окружаю­щей среде, в том числе и к социокультурной (если речь идет о чело­веке). В рамках современной эволюционной эпистемологии раз­рабатываются интегральные модели развития познания, объеди­няя междисциплинарные подходы и усилия ученых.

3. Познание реальности может быть осуществлено потому, что в познавательном взаимодействии мира и человека оба они обла­дают некоторыми необходимыми для этого свойствами. Разумеет­ся, мир сам по себе как бы ’безразличен” к познавательным инте­ресам человека, “ему нет до этого дела”, но он “позволяет изучать себя” К Это “милость природы” состоит в том, что в мире суще­ствует определенная упорядоченность, необходимость, общность и так далее – такая устойчивость и организация вещей и явлений способствуют их познанию.

И напротив, легко представить себе, что абсолютно хаотичный, бесконечно и непредсказуемо меняю­щийся мир не давал бы разуму никакой возможности для своего познания.
Вместе с тем познание даже самой простой и упорядоченной сферы бытия реализуется лишь потому, что сам человек имеет к этому определенные предпосылки и способности, данные ему от природы и развитые в долгом процессе биологической и социо­культурной эволюции: органы чувств, сила мышления, творчес­кая активность и т.д.

Все это позволяет человеку подобно “хищно­му гносеологическому субъекту” (П.А. Флоренский) достаточно успешно “набрасываться” на познаваемый мир и поглощать, ос­ваивать его своим сознанием. Познавательная деятельность человека зарождается на ран­них этапах становления человеческого общества в процессе практического преобразования действительности. У наших далеких предков познавательная деятельность первоначально была неот­делимой от практической, вплетенной в нее, и в силу этого высту­пала как “практическое познание” (или “обыденное познание”).

Однако постепенно возникала потребность познания таких зако­нов природы, общества, своей собственной жизни, которые выхо­дили за пределы весьма ограниченной практики и с помощью ко­торых можно было бы объяснить природные и социальные явле­ния для того, чтобы адаптироваться к миру, ориентироваться в нем и успешно преобразовывать его. На начальном уровне эта потребность могла быть удовлетворена только в мифологической, а позднее в религиозной, образной и фантастической форме.

В ходе дальнейшего развития культуры практическое познание сохрани­лось и сохраняется, поскольку в деятельностном отношении человека к миру существуют такие области, в которых его практика не обеспечена научным знанием и должна поэтому руководствовать­ся теми знаниями, которые он добывает самостоятельно в своих практических связях с природой, другими людьми, с социумом, с творениями культуры.

В зависимости от характера знания, исторического и социо­культурного контекста, в котором формируется то или иное знание, соответствующих средств и методов выделяются такие формы познания, как мифологическое, религиозное, художе­ственное и философское. В последующем по мере накопления знаний в различных областях познавательная деятельность из образно-мифологической стала научно-теоретической, приоб­рела дифференцированный характер в зависимости от предме­та познания.

В реальном процессе познания в качестве предме­та познания выступали и выступают, во-первых, явления при­роды, во-вторых, социальный мир, различные феномены обще­ства, в-третьих, человек, его внутренний мир, мир его чувств, переживаний, мышления. В соответствии с этим сформирова­лись естественные науки, изучающие разные формы бытия природы, общественные, изучающие многообразные аспекты человеческих отношений, культуры, истории, гуманитарные, акцентирующие внимание на отдельных феноменах человечес­кого бытия. Функционирование и историческое развитие эта­лонов и норм познания изучает теория познания как раздел в рамках философского знания.

Основными проблемами теории познания являются:

  • проблема познаваемости мира, которую можно выразить в форме вопроса: “Познаваем ли мир?”;
  • проблема субъекта и объекта познания;
  • проблема структуры познавательного процесса;
  • проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания;
  • проблема истины и ее критериев.

Для классической теории познания характерны:

  1. Критически обостренное отношение к знанию в обыденном смысле, к знанию, сформированному в науке данного времени, в других философских системах. Этот критицизм обнаруживается уже у Платона (“Теэтет”), когда он различает знание и мнение и считает, что знание предполагает не только соответствие содерясания высказывания и реальности, но и обоснованность выска­зывания. В западноевропейской философии начиная с XVII в. проблема критики предшествующей схоластической традиции и проблема обоснования знания становятся центральными (Ф. Бэ­ кон, Р. Декарт, И. Кант). Критическое отношение к философской традиции характерно и для последующих подходов (логический позитивизм с его принципом верификации; критический рацио­нализм Поппера с его принципом фальсификации) и т.д.
  2. Высокий статус науки, ибо именно с возникновением на­уки Нового времени теория познания приобретает классичес­кий характер. Считалось, что научное знание, представленное в математическом естествознании, является идеалом знания, и то, что выстроено в научных концепциях мира, существует на самом деле.
  3. Особое привилегированное положение субъекта, который рассматривается как несомненный и неоспоримый фундамент при построении системы знания. Особенно ярко идею статуса субъекта познания как самодостоверного и самодостаточного фак­та выразил Р. Декарт: “мыслю, следовательно, существую”.

Зна­ние о том, что существует в сознании – неоспоримо и непосред­ственно. В эмпиризме таким неоспоримым статусом обладают данные в человеческом сознании ощущения. В последующей после Декарта философской традиции осуществлялось различение эм­пирического и трансцендентального субъектов.

Эмпирики и психологисты ориентируются на индивидуального субъекта, транс- ценденталисты – на трансцендентального (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы). В теоретико-познава­тельной системе Гегеля предпринимается попытка преодоления противоположности объективного и субъективного как двух от­дельных миров на основе Абсолютного духа, который не является индивидуальным субъектом – ни эмпирическим, ни трансценден­тальным.

Происходящие в последние десятилетия изменения в культуре в целом, в понимании механизмов познания и знания обусловили трансформационные повороты в теории познания. В результате сформировались специфические черты неклассической теории по­знания, которые выражаются в следующем:

  1.  Особая трактовка критического отношения к традициям, учитывающая тот факт, что познание индивида опирается на предшествующий опыт и вписывается в него. От отрицания и не­доверия происходит переход к доверию в результатах деятельнос­ти по поиску оснований познавательной деятельности. Предпола­гается, что в коллективно выработанном знании может иметься такое знание, которое не осознается до определенного момента коллективным сообществом (как и в личностном знании порою имеется не осознаваемое неявное знание).
  2. Происходит расширение спектра рефлексии в теоретико-познавательных системах, что связано с пересмотром статуса науки в них. Пристальное внимание уделяется донаучным, вненаучным формам и типам знания, взаимоотношению обыденного и научно­го знания, изучению “жизненного мира”.
  3. Пересматривается понимание статуса познающего субъекта, который в отличие от классических представлений, где субъект выступал как некая непосредственная данность, не вызывающая сомнения, понимается в качестве изначально помещенного в ре­альный мир. Отсюда акцентируется проблема раскрытия меха­низмов генезиса индивидуального сознания, оформления его субъективности, комбинированного подхода к пониманию инди­ видуального сознания и познания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)