Герменевтика фактичности Мартина Хайдеггера

В отличие от классической герменевтики, ориентированной во многом на идеал объективного понимания, Мартин Хайдеггер сконцентрировал свое внимание на первичности самого феномена понимания.

В “Бытии и времени” (1927) Хайдеггер поставил вопрос о “дей­ствительности” мира, который в качестве “окружающего мира” су­щественным образом принадлежит самому человеку. Он полагал, что человека нельзя представить как некий принципиально изоли­рованный от мира субъект познания, который теоретически позна­ет мир, объект.

Конкретный человек (Dasein) – есть изначальное бытие в мире. Человек без его отношения к миру невозможен. Хайдеггер описывает два способа изначального бытия-в-мире: во-первых, находимость, настроенность, непосредственность со­знания, и, во-вторых, понимание, бытие как возможность. Таким образом, речь идет об изначальных феноменах, которые лежат в основании всех теоретических и практических действий: человек в непосредственности своего бытия-в-мире уже заранее “понимает” свое положение в нем.

Понимание обладает двумя существенными характеристика­ми. Оно имеет структуру проекта и заброшенности. С одной стороны, человек не является готовым существом, кото­рое может понять все вещи во всей их определенности, он, скорее, представляет собой существо, открытое будущему. Сам человек от­крывает для себя пространство игры своих возможностей. Такое открытие пространства есть проект, а то, что человек проектирует, яв­ляется смыслом, в свете которого становятся понятными все вещи.

Таким образом, понятие проекта манифестирует идею о том, что человек сам полагает себе план своей жизни, проектирует её. Для человека не существует твердых, предписанных природой целей. Поскольку только в свете проектируемого смысла вещи ста­новятся для человека понятными, то не существует никакого зара­нее данного человеку смысла. Понимание мира не определено раз и навсегда, но зависит от меняющихся проектов.

С другой стороны, к структуре первоначального понимания от­носится заброшенность, невозможность для человека абстрагиро­ваться от своего собственного бытия. Его бытие, его происхождение предшествуют ему и определяют его. Мы определены в нашем по­нимании нашим прошлым. Таким образом, понимания не может существовать без предпонимания. Такое понимание понимания ис­ключает любые претензии на универсальную и абсолютную исти­ну. Истина всегда связана с первоначальной открытостью миру.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)