Философия Китая

Самая ранняя и наиболее распространенная и по сей день клас­сификация направлений китайской философии представлена в трактате “О шести школах” историка Сыма Таня (II в. до н. э.). Сыма Тань выделяет в китайской традиции следующие течения:

  1. школа Темного и Светлого начала (Инь-ян цзя);
  2. школа Пути (Даодэ цзя);
  3. школа конфуцианских ученых (Жу цзя);
  4. школа Закона (Фа цзя);
  5. школа Мо Ди (Мо цзя);
  6. школа Названий (Мин цзя).

Сыма Тань характеризует все эти течения как равно важные, признавая за каждым из них право на поиск своего аспекта миро­вой истины. Однако исторически эти направления формируются не одновременно.

Истоком китайского философствования является школа Инь- ян. Учение о том, что все космические события вытекают из взаи­модействия универсальных мироустроительных сил инь (женс­ кое, мягкое, темное) и ян (мужское, твердое, светлое), базируется на древнейшем тексте китайской культуры “И цзин” (“Книга (ка­ нон) перемен”). Этот текст, восходящий к концу II – началу I тыс. до н. э., состоит из комбинации символов, представляющих все возможные сочетания инь (представленного прерывистой чертой) и ян (представленного непрерывной линией).

Инь и ян путем полного набора вариантов по три черты в одном символе складываются в восемь триграмм ( ба гуа), знаменующих собой восьмеричный набор универсалий. Двойные комбинации триграмм дают гексаграммы, их шестьдесят четыре (лю гии сы гуа).

Каждая триграмма ( гуа) связана с образными и понятийными комплексами, стандартными формулами как абстрактного, так и конкретного содержания. Восемь триграмм и их удвоение во­семь гексаграмм – одноименны. Двум парам основных гуа соответ­ствуют имена Цянь (Небо) и Кунь (Земля), образы творчества и исполнения, крепости и самоотдачи, отца и матери.

Иероглифическое толкование этой комбинации символов было составлено в V III-V II вв. до н. э., комментарии к ним напи­саны в V—III вв. до н. э. Все эти тексты, собранные воедино, образуют многослойный трактат “Чжоу и”.

В поясняющем, собственно философском, разделе “Чжоу и” система гексаграмм трактуется как учение о замкнутой, состоя­щей из шестидесяти четырех ситуаций структуре циклически изменяющегося мира. Комбинация из шестидесяти четырех гексаг­рамм в специфической последовательности представляет динами­ку всех аспектов действительности – частей пространства, отрез­ков времени, социальных и семейных положений и т. д.

К V -III вв. до н. э. концепция инь-ян обретает философский статус, что принято связывать с деятельностью единственного представителя этой школы, имя которого достоверно известно – ЦзоуЯня. Цзоу Янь развивает концепцию инь-ян как единое уче­ние, соединяя ее с идеей о “пяти элементах”{у син).

“Пять элементов” возникают в результате взаимодействия мужского, твердого, активного начала ян и женского, мягкого, пас­сивного начала инь. В космогоническом смысле это вода, огонь, металл, дерево, почва. Однако “пять элементов” – не космические первоначала, а главные члены рядов, на которые разделяются все предметы и явления мира, такие, как “стороны света”, “времена года”, “числа”, “благодати”, “цвета”, “вкусы” и т. д.

Главные члены рядов не порождают других состояний, но соотносятся с их каче­ствами, характеризуют их как связанные с металлом или деревом и т. п. Все ряды элементов связаны между собой системой взаимопереходов. Основные способы взаимопереходов – “взаимопорождение” (дерево-огонь-почва-металл-вода-дерево…) и “взаимопреодоление” (почва-дерево-металл-огонь-вода-почва…).

Учение об универсальном дуализме мира и “пяти началах” все­го сущего находит продолжение в классической китайской фило­софии. Она представлена, прежде всего, двумя школами – даосиз­мом и конфуцианством.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)