Этнопедагогические технологии

Нарастающие интеграционные тенденции в рамках мирового сообщества, резко возросшее этническое самосознание все более акцентирует внимание на развитии национальных культур. Именно многообразие культур дает основание говорить о поликультурном образовании, органически связывающем все виды культур в едином, видении.

Исследования показывают, что в основании тенденции гуманизации и возрастании роли этнических факторов лежат три основные причины их возникновения:

  1. Осознание кризисного характера развития человеческой цивилизации, проявляющегося в обострении и актуализации целого ряда политических, экономических, национальных, духовно-нравственных и других проблем.
  2. Переоценка исторического опыта и выбор новых, отвечающих современным аспектам жизни человеческого общества культурно-ценностных ориентации развития, связанных с резким возрастанием роли антропоидных факторов в процессе дальнейшей эволюции планеты.
  3. Интенсификация процесса познания и интеграция научного знания.

Этнопедагогическое обоснование воспитания сложнейший процесс, и одним из его механизмов является внедрение в систему воспитания накопленных народом приемов и методов воспитания достойного члена общины, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности. Это не что иное, как передача социального опыта, норм индивидуального и общественного поведения, традиционного образа жизни и этнической идеологии.

Этнопедагогика выражает освещенный вековыми традициями взгляд на взаимоотношения природы, человека и общества.

Следовательно, она выражает интересы всех слоев народа, его педагогические взгляды, педагогику семьи, рода, племени. Эта педагогика учитывает особенности национального характера, представление и взгляды на сущность воспитательного процесса, находящиеся на уровне «обыденного сознания».

Например, формирование личности ребенка в якутских семьях осуществляется в соответствии с девятью положениями учения айны:

  1. Правильное движение.
  2. Традиционное питание экологически чистыми продуктами Севера.
  3. Умелая организация жизни.
  4. Своевременное обучение.
  5. Полезный отдых с преобладанием активных форм.
  6. Доверительное отношение к людям.
  7. Интеллектуально развитие.
  8. Традиционные верования.
  9. Эффективная деятельность.

У карачаевцев и балкарцев высок был не только культ старших и младших. Особыми здесь являются отношения между отцами и детьми.

У балкарцев терпимость, миролюбие, ненасилие были важными нравственными качествами. Балкарцы говорят: «Мудрость и спокойствие основа чистое золото», также широко распространены межэтнические браки, что способствует дальнейшему развитию толерантности, восприятию культуры других этносов, уважению к людям другой национальности.

Вдумаемся в слова великого русского мыслителя И.А. Ильина: «Все люди непрерывно воспитывают друг друга, хотят они этого или не хотят; сознают они это, или не сознают; умеют или не умеют родеют или небрегут.

Они воспитывают друг друга всяким проявлением своим; ответом или интонацией, улыбкой или ее отсутствием, приходом и уходом, восклицанием и умолчанием, просьбою и требованием, общением и бойкотом. В этих двух фразах сконцентрировано все многоцветие человеческих отношений, которые испокон веков находились в центре внимания мудрецов.

У каждого народа есть пословицы, подчеркивающие взаимную связь и значимость мужа и жены. Многие поговорки очеркивают круг обязанностей членов семьи. Фольклор культивирует доброе отношение к женщине, стремление к истине, правдивость и честность. Колоссальный по объему фонд составляют пословицы, и поговорки о чести и совести: «Где страх, там и стыд» (армянская), «Мой враг моя совесть» (грузинская), «В ком стыд, в том и совесть» (русская), «Совесть половина веры, а может быть, и вся» (азербайджанская).


Формирование позитивных качеств личности одна из ведущих тем фольклора: «Кто меня хвалит тот мой враг» (корейская), «Хваленого берегись хуже хаянного» (русская), «У кого много недостатков, тот легко находит их у других» (адыго-абхазская), «Венец мужества скромность» (восточная мудрость).

Народная мудрость неиссякаемый источник знания, достойный подражания. Во всех религиях мира можно найти общие принципы и системы нравственных ценностей. Поскольку религии говорят от имени очень многих людей и выдержали испытания времени, можно говорить о существовании общечеловеческих идеалов.

Для примера существует «Золотое правило», проповедуемое шестью мировыми религиями.

Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.

Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.

Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай другому.

Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю его потерей.

Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает брату или сестре своему того же, чего желает себе.

Христианство: Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Эти принципы пронизывают все культуры и религии, определяя истинный смысл человеческого бытия и его нравственные идеалы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)