Этнопедагогические технологии
Нарастающие интеграционные тенденции в рамках мирового сообщества, резко возросшее этническое самосознание все более акцентирует внимание на развитии национальных культур. Именно многообразие культур дает основание говорить о поликультурном образовании, органически связывающем все виды культур в едином, видении.
Исследования показывают, что в основании тенденции гуманизации и возрастании роли этнических факторов лежат три основные причины их возникновения:
- Осознание кризисного характера развития человеческой цивилизации, проявляющегося в обострении и актуализации целого ряда политических, экономических, национальных, духовно-нравственных и других проблем.
- Переоценка исторического опыта и выбор новых, отвечающих современным аспектам жизни человеческого общества культурно-ценностных ориентации развития, связанных с резким возрастанием роли антропоидных факторов в процессе дальнейшей эволюции планеты.
- Интенсификация процесса познания и интеграция научного знания.
Этнопедагогическое обоснование воспитания сложнейший процесс, и одним из его механизмов является внедрение в систему воспитания накопленных народом приемов и методов воспитания достойного члена общины, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности. Это не что иное, как передача социального опыта, норм индивидуального и общественного поведения, традиционного образа жизни и этнической идеологии.
Следовательно, она выражает интересы всех слоев народа, его педагогические взгляды, педагогику семьи, рода, племени. Эта педагогика учитывает особенности национального характера, представление и взгляды на сущность воспитательного процесса, находящиеся на уровне «обыденного сознания».
Например, формирование личности ребенка в якутских семьях осуществляется в соответствии с девятью положениями учения айны:
- Правильное движение.
- Традиционное питание экологически чистыми продуктами Севера.
- Умелая организация жизни.
- Своевременное обучение.
- Полезный отдых с преобладанием активных форм.
- Доверительное отношение к людям.
- Интеллектуально развитие.
- Традиционные верования.
- Эффективная деятельность.
У карачаевцев и балкарцев высок был не только культ старших и младших. Особыми здесь являются отношения между отцами и детьми.
У балкарцев терпимость, миролюбие, ненасилие были важными нравственными качествами. Балкарцы говорят: «Мудрость и спокойствие основа чистое золото», также широко распространены межэтнические браки, что способствует дальнейшему развитию толерантности, восприятию культуры других этносов, уважению к людям другой национальности.
Они воспитывают друг друга всяким проявлением своим; ответом или интонацией, улыбкой или ее отсутствием, приходом и уходом, восклицанием и умолчанием, просьбою и требованием, общением и бойкотом. В этих двух фразах сконцентрировано все многоцветие человеческих отношений, которые испокон веков находились в центре внимания мудрецов.
У каждого народа есть пословицы, подчеркивающие взаимную связь и значимость мужа и жены. Многие поговорки очеркивают круг обязанностей членов семьи. Фольклор культивирует доброе отношение к женщине, стремление к истине, правдивость и честность. Колоссальный по объему фонд составляют пословицы, и поговорки о чести и совести: «Где страх, там и стыд» (армянская), «Мой враг моя совесть» (грузинская), «В ком стыд, в том и совесть» (русская), «Совесть половина веры, а может быть, и вся» (азербайджанская).
Формирование позитивных качеств личности одна из ведущих тем фольклора: «Кто меня хвалит тот мой враг» (корейская), «Хваленого берегись хуже хаянного» (русская), «У кого много недостатков, тот легко находит их у других» (адыго-абхазская), «Венец мужества скромность» (восточная мудрость).
Народная мудрость неиссякаемый источник знания, достойный подражания. Во всех религиях мира можно найти общие принципы и системы нравственных ценностей. Поскольку религии говорят от имени очень многих людей и выдержали испытания времени, можно говорить о существовании общечеловеческих идеалов.
Для примера существует «Золотое правило», проповедуемое шестью мировыми религиями.
Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.
Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.
Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай другому.
Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю его потерей.
Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает брату или сестре своему того же, чего желает себе.
Христианство: Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Эти принципы пронизывают все культуры и религии, определяя истинный смысл человеческого бытия и его нравственные идеалы.
- Методы активного обучения в процессе валеологизации урока
- Технология эссе
- Определение размеров резца и геометрических параметров режущей части
- Особенности организации и проведения учебных занятий с использованием метода анализа конкретных ситуаций и прецедентов
- Сущность и дидактические характеристики метода кейс-стадии
- О внедрении курсового кейса
- Роль современных педагогических технологий в системе здоровьесберегающего обучения
- Комплексная оценка состояния здоровья учащихся общеобразовательных школ
- Скрининг-диагностика здоровья школьников в образовательных организациях
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу