Особенности организации и проведения учебных занятий с использованием метода анализа конкретных ситуаций и прецедентов
Метод кейсов (обучение методом ситуаций или прецедентов). Под методом кейсов понимается изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает у студентов, зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми они сталкиваются в профессиональной сфере деятельности.
Оптимальное сочетание числа кейсов должно дать синергетический эффект, который может отчетливо проявиться, например, при подготовке и защите дипломных работ. Задача преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала, а студенты должны разрешить поставленную проблему и добиться реакции окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия.
При этом нужно помнить, что возможны различные решения проблемы. Студенты с самого начала должны понимать, что риск принятия решений лежит на них. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, например с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении студентов отказаться от поверхностного мышления.
Преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу (табл. 1.2.2). Требования к содержанию кейса. В кейсе рассматривается конкретная ситуация. В описание ситуации включаются основные случаи, факты, принимаемые решения, имевшие место в течение определенного времени. Причем ситуация может отражать как комплексную проблему, так и какую-либо частную задачу.
Как правило, информация не представляет полное описание (биографию) процесса или события, а скорее носит ориентирующий характер. Поэтому для построения логичной модели, необходимой при принятии обоснованного решения, допускается дополнять кейс данными, которые, по мнению участников, могли иметь место в действительности. Таким образом, студент не только фиксирует рассматриваемый случай, но и вникает в него до такой степени, что может прогнозировать и демонстрировать то, что пропущено в кейсе.
Выделяют пять ключевых критериев, по которым можно отличить кейс от другого учебного материала:
- Источник. Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.
- Процесс отбора информации. При отборе информации для кейса необходимо ориентироваться на учебные цели. Не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс, иначе он не вызовет интереса, так как будет казаться нереальным.
- Содержание. Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Следует избегать чрезмерно насыщенной информации или информации, напрямую не относящейся к рассматриваемой теме. В целом кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы обучающемуся быстро войти в проблему и иметь все необходимые данные для ее решения.
- Проверка. Проверка — это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе или оценка реакции новой аудитории на кейс, который раньше рассматривался, но для других групп студентов. Изучение реакции на кейс необходимо для получения максимального учебного результата.
- Процесс устаревания. Большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку «это было уже давно». Проблемы, рассмотренные в кейсе, должны быть актуальны для сегодняшнего дня.
Модерация работы с кейсом. Одна из основных задач кейсового метода — максимально активизировать каждого студента и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Поэтому группа делится на такое число подгрупп, чтобы последние состояли из 3-5 человек.
Каждая команда выбирает руководителя (модератора). Роль модератора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между ее участниками и принимаемые решения. После завершения работы по теме занятий модератор делает доклад в пределах 10 минут о результатах, достигнутых своей подгруппой.
Непосредственную работу с кейсом можно организовать двумя способами:
- Каждая подгруппа выполнит задание только по одной теме в течение всех практических занятий.
- Все подгруппы работают одновременно над одним и тем же разделом (темой) кейса, конкурируя между собой в поиске наиболее оптимального решения.
Организуя работу с кейсом, полезно иметь общее представление о методе модерации, получившем в последнее время широкое распространение в методиках обучения. Выше мы уже говорили о том, что применение метода модерации имеет цель научить обучающихся работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченной информации и недостатка времени.
Принятие решений в группе основывается на информации, имеющейся в кейсе и с использованием при этом методов исследования:
- экспертных;
- аналитических;
- экспериментальных.
С учетом перечисленных методов исследований модерация предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать в качестве эксперта, аналитика или экспериментатора. Техническая работа модератора состоит в следующем.
1. Предложение идеи:
- модератор фиксирует все идеи, высказанные в ритме мозговой атаки;
- модератор регулирует поток идей.
Не допускается критика идей. Лучше если идеи будут выписаны на доске или листке бумаги.
2. Дискуссия:
- модератор фиксирует высказывания-мнения об идеях;
- модератор регулирует поток высказываний;
- модератор группирует высказывания. Высказывания участников могут быть записаны ими на отдельных листках.
Таким образом, технические приемы модерации основываются на наглядности, доступности информации для всех и систематизации по типам ответов.
Методы анализа и принятия решений. Рекомендуется следующая последовательность работы над кейсом:
- записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе;
- выписать вопросы для данной темы;
- по каждому вопросу кратко высказать мнения, причем один из участников должен записывать их (например, модератор);
- сформулировать результирующее мнение, которое будет является решением поставленной цели.
Представление результатов работы. Для представления результатов рекомендуется подготовить резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы). Выступление модератора должно быть в пределах 10 минут. На доске предварительно записываются основные результаты работы. Остальные подгруппы выступают слушателями и оппонентами докладчика, а затем оценивают доклад модератора. Обсуждение темы заканчивается подведением итогов преподавателем.
Определение целей обучения кейсовым методом. Образовательные цели кейсового метода можно определять следующим образом:
- Формулировка целей обучения — это набор слов или символов, описывающих одно из намерений в плане обучения.
- Цель передает намерение преподавателя в отношении того, что студент будет делать, и способы контроля времени и методов работы студента.
- Следует описать то, что студент будет делать: а) установить и указать общий процесс обучения; б) определить важные условия, при которых должно проходить обучение.
- Написать отдельно формулировку каждой цели; чем больше этих формулировок, тем больше шансов прояснить цели обучения.
Установлено семь целей формирования навыков и три цели процесса, которые применимы для курсов, основанных на методе кейсов:
- Цель 1. Студент должен уметь принять нужное решение по материалам кейса. Цель, которая стоит на протяжении всего курса, — студент должен научиться принимать конкретные решения и применять свои знания в конкретных ситуациях.
- Цель 2. Студент должен показать способность мыслить логически, ясно и последовательно, а также знание того, что представляют собой соответствующие данные и предположения.
- Цель 3. Студент должен уметь представить анализ в убедительной и обоснованной форме.
- Цель 4. Студент должен обладать здравым смыслом, определяемый как способность видеть очевидное и уместное, а также уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу.
- Цель 5. Студент должен показать готовность и способность применить аналитическое мышление и количественный анализ, когда это необходимо. Согласованная, последовательная, в основном разумная аргументация, которая игнорирует основные инструменты количественного анализа управленческой ситуации, недостаточна.
- Цель 6. Студент должен уметь выходить за рамки конкретной ситуации, видеть перспективы и проявлять свою компетентность. Этот критерий в большей степени для работ с оценкой «отлично».
- Цель 7. Студент должен быть способен использовать имеющиеся в его распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или тщательно проанализировать ситуацию.
В некоторой степени эта цель повторяет предыдущие. Однако различие состоит в том, что просто принять решение и его аргументировать, не вдаваясь в конкретные детали, в решение множества небольших вопросов, возникающих в связи с основной проблемой, недостаточно для удачного анализа кейса.
Некоторые преподаватели добавляют к целям навыков цели процесса. Многие знания требуют больше времени для восприятия и усвоения, чем на это отведено программой курса. Значимость некоторых курсов студенты осознают некоторое время спустя. Этот задержанный эффект, очевидно, нельзя измерить в период изучения курса. Следовательно, поддержание высокого уровня представления и аргументации точки зрения рассматривается как значимая величина в вербальном диалоге и повторении процесса анализа кейса.
Три цели процесса, относящиеся к этому утверждению:
- Студент должен посетить определенное количество занятий.
- Студент должен показать подготовку и заинтересованность в занятиях.
- Студент должен сделать устный доклад во время обучения.
Выбор кейсов:
- Хороший кейс рассказывает. Как все хорошие рассказы хороший кейс должен быть с хорошей фабулой.
- Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы студент забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешиться.
- Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Чтобы студенты восприняли кейс как новость, а не как историческое событие, предпочтительней включать в него современные случаи.
- Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей. Во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни.
- Хороший кейс включает цитаты из источников. Цитаты из материалов (официальные или неофициальные) добавляют реализма и позволяют студенту толковать их в свете того, что он знает о людях, чьи высказывания цитируются.
- Хороший кейс содержит проблемы, понятные студенту. Это вырабатывает склонность к эмпатии (соучастию, сочувствию, сопереживанию).
- Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т. п., то целесообразно, чтобы в кейсе были представлены рациональные моменты прежних решений, на основе которых можно строить новые решения.
- Хороший кейс требует решения проблем. Этот и предыдущий пункт отражают предпочтение кейсов, требующих принятия решений, а не оценки решений, уже принимавшихся другими.
- Хороший кейс прививает профессиональные навыки. Некоторые кейсы документируют процесс, представляя тем самым модель, которую студент может взять за образец в реальной жизни.
Так совершенно независимо от последующего познания через разрешение кейса, сам кейс учит искусству деятельности и принятия решений: как смоделировать проблему в структуре дерева решений. Кейс, который исчерпывающим образом иллюстрирует профессиональную задачу, — это добротный инструмент для выработки навыков действий.
Пакет кейсов в обучении:
- Вводный кейс (осведомленность о наличии проблемы, ситуации, явления; границы рассматриваемого предмета).
- Информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме, проблеме; в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным).
- Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать проблемы с преобладанием комплексных, недетерминированных факторов).
- Исследовательский кейс (схож с групповым или индивидуальным проектом; анализируется определенная ситуация, проблема, результаты анализа представляются в форме изложения);
- Кейс с целью развития определенных навыков (закрепляет, тренирует использование изученных инструментов и навыков на примере реальных деловых ситуаций; в зависимости от характера навыков — технические, аналитические и т.п. — может быть более или менее детализированным, объемным).
Обучающие цели кейса и его объем определяют использование той или иной формы и структуры кейса.
Форма и структура кейса:
- комплексный (модульный) кейс содержит как правило большой (20 и более страниц) объем информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов и т.п.;
- кейс-изложение содержит факты: рассказ о какой-либо ситуации, явлении, проблеме, путях ее решения, основные выводы по теме;
- кейс-иллюстрация содержит небольшой объем данных, используется для подтверждения, в качестве примера по изучаемой теме;
- кейс практическая задача содержит небольшой или средний объем информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить (обычно расчетное, или иное) задание по теме;
- кейс со структурированными вопросами содержит четкий перечень вопросов после основного текста; обсуждение кейса построено по этим вопросам;
- кейс без структурированных вопросов; после основного текста следует предложение выявить и обосновать пути решения проблемы, которая характеризует сложившуюся ситуацию.
Вопросы к кейсу можно разделить на так называемые обучающие, призванные закрепить изученные навыки и концепции, и собственно проблемные, развивающие приемы творческого, аналитического мышления. Каждый конкретный кейс обладает несколькими из приведенных выше признаков, сочетание которых зависит от области обучения, целевой аудитории, опыта разработчика и т. п. Кроме того, классическим кейсом обычно считается комплексный, стратегический (по нашей классификации), который содержит в себе различные элементы низшего порядка (например, кейс — практическую задачу иллюстрацию и т. п.).
В этой связи, на занятиях с использованием кейсовой технологии достаточно эффективным приемом является так называемая бинарная интеграция, предполагающая проведение занятия двумя преподавателями.
Опыт показывает, что преподавание в паре имеет неоспоримые преимущества:
- два преподавателя знают больше, чем один и могут дополнить друг друга;
- преподавание в паре чаще всего делает обучение более оживленным и разнообразным;
- в конфликте слушателя с одним из преподавателей, другой может выступить как нейтральное лицо;
- два преподавателя могут совместно обсудить дальнейший план действий и возможные изменения прямо по ходу занятия.
Опыт показывает, что при анализе практической ситуации слушатели часто затрудняются в формулировке проблемы.
Можно выделить три типичных способа формулирования проблемы:
- постановка диагноза – это фиксация определенного видения ситуации слушателем, которое, однако, мало продвигает его к определению путей разрешения ситуации;
- предложение программы действий – такое предложение конкретных решений, не основанное на анализе проблем, как правило, бывает слишком поспешным и мало продуманным;
- формулировка проблемы как противоречия между различными элементами организации.
Для того, чтобы слушатели при анализе ситуации могли формулировать проблему как противоречие, необходимо либо на этапе подготовки дать пояснение о возможных формах фиксации проблемы и отметить наиболее приемлемые, либо, по результатам анализа, обсудить со слушателями связь формулировки проблемы с глубиной проработки решения. Одной из самых распространенных трудностей в работе с конкретными ситуациями является ориентация слушателей на получение экспертного решения от преподавателя.
Необходимо отметить, что некоторые кейсы, подготовленные, например, в рамках Гарвардской школы бизнеса, с самого начала не предполагают наличие правильного решения. Ситуации, рассматриваемые при таком подходе, ориентированы на включение слушателей в процесс анализа ситуации, задание определенных норм работы для получения качественного результата. Можно, например, подготовленные решения по анализу ситуации обсудить с экспертами и в конце занятия сравнить решение слушателей с экспертным.
С позиции методики очень важным аспектом в процессе обучения с использованием кейсовой технологии являются формы презентации фактологического материала в кейсе.
К наиболее оптимальным формам презентации, на наш взгляд, необходимо отнести следующие:
- Стихотворная форма.
- Сказочный типаж.
- Ситуационные задачи.
- Психодрама.
- Динамическая визуализация.
- Аудиальные фргаменты.
- Кинестетические фрагменты.
- Сюжетно-ролевые фрагменты.
- Куклотерапия.
Характеристика перечисленных нами форм презентации фактологического материала в кейсе представлена в табл. 1.2.3.
Как правило, любая из предложенных форм презентаций завершается рефлексией. Рефлексия предполагает оценку и самооценку человеком определенных норм, правил, общих закономерностей, существующих в окружающей действительности. Следует подчеркнуть, что самым главным моментом в личностной презентации выступает возможность самовыражения и самопознания.
- Методы активного обучения в процессе валеологизации урока
- Технология эссе
- Определение размеров резца и геометрических параметров режущей части
- Сущность и дидактические характеристики метода кейс-стадии
- О внедрении курсового кейса
- Роль современных педагогических технологий в системе здоровьесберегающего обучения
- Комплексная оценка состояния здоровья учащихся общеобразовательных школ
- Скрининг-диагностика здоровья школьников в образовательных организациях
- Технология дистанционного образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу