Сущность учебной деятельности

Интеллектуальные возможности человека формируются и проявляются в деятельности. Некоторые виды деятельности в определенные периоды жизни человека становятся ведущими, доминирующими, определяющим образом влияющими на формирование, развитие и реализацию личности. Значительную часть жизни для человека таковой является учебная деятельность.

Многие исследования в области психологии и педагогики направлены на изучение учебной деятельности или на ее совершенствование:

  • формирование компонентов, структуры и индивидуального стиля;
  • развитие интереса и мотивации, ценностного отношения, субъектной позиции;
  • осуществление контроля и диагностики, оценка успешности и удовлетворенности;
  • прогнозирование результативности, определение динамики;
  • организация, моделирование, управление и саморегулирование;
  • активизация и повышение эффективности;
  • реализация преемственности.

Учебная деятельность рассматривается исследователями как одна из основных форм процесса учения, направленного на приобретение различных знаний, умений, навыков, освоение способов действий.

Как отмечает И.И. Ильясов: «Во всех формах учения, кроме учебной деятельности, овладение знаниями, умениями и навыками происходит как побочный процесс в составе основной деятельности, направленной на выполнение других неучебных задач, как это имеет место в манипулятивной, игровой и трудовой деятельностях. В отличие от указанных форм учения учебная деятельность специально направлена на выполнение учебных задач и овладение учебным материалом».

По мнению Д.Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий».

Следовательно, в процессе овладения знаниями и умениями в конкретной предметной области обучающийся усваивает еще и универсальные – метапредметные – способы действий, которые позволят ему осуществлять и качественно преобразовывать свою учебную деятельность безотносительно к предмету изучения.

Дьяченко М.И. определяет учебную деятельность как проявляемую обучающимися мотивированную активность при достижении целей учения. Данная позиция позволяет связывать учебную деятельность с такими категориями, как «сознание», «мотивация» и «активность».

С точки зрения психологии, деятельность по определению является осознаваемой и предполагает некоторую активность ее субъекта, поскольку в структуре деятельности обязательно присутствуют целевая установка, планирование, контроль полученных результатов и при необходимости их коррекция. Активность субъекта определяется уровнем и характером мотивации как проявлением потребности, обеспечивающей продуктивность учебной деятельности и придающей ей смысл.

Р.С. Немов рассматривает учебную деятельность как «процесс, в результате которого человек приобретает или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.  Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития».

При этом Р.С. Немов считает, что учебная деятельность связана с такими процессами, как обучение и учение.

Интересно
Обучение представляет собой взаимодействие педагога и обучающегося, направленное на достижение образовательных целей. Данное взаимодействие предполагает такую взаимосвязь деятельности двух субъектов, при которой один из них (педагог) одновременно планирует, управляет и контролирует свои действия и действия обучающегося.

Учение – совокупность предпринимаемых обучающимся действий (операций), обеспечивающих ему присвоение знаний, приобретение умений и навыков, способов деятельности, развитие способностей.

Согласно данному определению, можно утверждать, что учение осуществляется как при участии педагога, так и без него, самостоятельно обучающимся с использованием разнообразных образовательных ресурсов, но при этом может быть включено в учебную деятельность обучающегося как один из этапов или оставаться лишь операцией. Следовательно, учебная деятельность представляет собой более сложную организацию нежели учение. Деятельность, являясь процессом, предполагает достижение конкретного результата, получение реального интеллектуального и/или материального продукта.

Результатом учебной деятельности или ее продуктом следует считать те личностные новообразования, которые обучающийся приобрел в процессе ее осуществления.

Данные новообразования являются как реальными, связанными с физиологическими изменениями (возникновение и укрепление нейронных связей между клетками головного мозга), так и идеальными, относящимися к психическим преобразованиям (формирование представлений, знаний, убеждений, умственных действий, умений, навыков, опыта, способностей).

К продукту учебной деятельности можно причислить новообразование психики и в мотивационном плане (потребности, мотивы, установки и т.п.). Продукт учебной деятельности во многом определяет успешность профессиональной деятельности человека и качество его жизни в обществе.

Одним из значимых продуктов учебной деятельности студента является формирование теоретического мышления: способности к самостоятельному познанию и последующему продуктивному использованию свойств объектов и явлений, закономерностей тенденций функционирования и развития.

Л.Н. Зыбина, характеризуя учебную деятельность, выделяет такие ее особенности, как относит общественный характер – она значима не только для индивида, но и для общества в целом, а соответственно и общественно оцениваема.

Также отмечены направленность учебной деятельности на усвоение достижений культуры и науки, накопленных человечеством, и ее соответствие социально выработанным нормам общения. Наиболее распространенный на протяжении длительного времени способ осуществления учебной деятельности связан с функционированием специальных общественных институтов: школ, гимназий, колледжей, университетов и т.п.

Эти институты брали на себя функции организации, управления и координации учебной деятельности. Однако, глобальные преобразования в сфере информационных процессов побуждают активно рассматривать и продуктивно использовать возможности и виртуального пространства как образовательного.

Таким образом, учебная деятельность социально значима, внешне оцениваема, предполагает передачу следующим поколением опыта предыдущих и реализуется в условиях социальных институтов с использованием специально созданного контента.

По нашему мнению, учебная деятельность может быть охарактеризована такими категориями, как субъектность, активность, предметность, целенаправленность и осознанность.

Субъектность учебной деятельности проявляется в том, что ее продукт является новообразованием только конкретной личности. Степень активности действий, осуществляемых самим обучающимся, прямо пропорционально связана с качеством продукта учебной деятельности.

Предметность проявляется в направленности на усвоение способов действий, научных понятий, особенностей и взаимосвязи явлений действительности.

Целенаправленность деятельности выражается в определении и представлении обучающимся будущего желаемого результата.

Осознанность обеспечивается пониманием обучающимся личностной и профессиональной значимости цели, процесса ее достижения и результата.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)