Социальные аспекты развития современной системы образования

Процессы преобразований общества, сопровождающие трансформационный переход в информационное общество, выводят на передний план вопросы, связанные с переоценкой роли человека, новым подходом к представлению о роли его индивидуальности и творческих потенций в общественном развитии.

Технократический подход, основанный на представлении о том, что движущей силой совершенствования техники и технологий и необходимых для этого поисковых изысканий в науке является потребности в материальных и культурных благах уступает место иному представлению, для которого характерно представление о человеке как главной движущей силе развития общества.

Образование рассматривается как важнейшая сфера человеческой жизни в его стратегическом понимании. Структура, системы функционирования, методы, формы, правила управления системы образования развиваются в соответствии с конкретными социальными целями и задачами, обусловленными общественным развитием. Технологическое развитие современной цивилизации теснейшим образом связано и обусловлено успехами в сфере образования.

Система образования является фактором влияния на человеческий и интеллектуальный потенциал нации, и, таким образом, основой, фундаментом, определяющим самостоятельность и международную конкурентоспособность, условием осуществления человеком прав в различных сферах своей деятельности. Система образования является промежуточным звеном во взаимосвязи науки и ее воздействия на человека, как фактором производства.

Таким образом, она становится непосредственной производительной силой, из- меняется ее социально-экономический статус. Современное общество характеризуется социальными процессами, связанными с глобальными сдвигами в ментальности и изменениями ценностных стереотипов, кардинальных изменениями в способах практического действия и контактов людей друг с другом.

Интересно
Понимание образования как важнейшей стратегически важной сферы обусловлено теснейшей связью с ним технологического развития современной цивилизации. Обеспечение адекватности системы образования, заключающейся в его соответствии требованиям и тенденциям развития общества возможно при создании системы опережающего образования.

Глобализационные процессы, интернализация жизни общества, изменение роли информационных технологий, стремительное изменение в области занятости, увеличение спроса на высококвалифицированные кадры ставит перед системой образования новые задачи. Система образования в своем развитии должна опираться на прогнозное обоснование процессов изменения, приводящих к переменам в спросе на специалистов различных областей профессиональной деятельности, условий для профессиональной и социальной мобильности.

Современное общество ставит перед системой образования еще один важный вопрос о необходимости экологизации массового и профессионального образования, изменения сознания и психологии человека, а следовательно, и деятельности в сторону осмысления экологических проблем цивилизации.

Образовательная стратегия, направленная на формирование потребности у современного человека учета фактора единства человека и природы, отраженная в его повседневной и профессиональной деятельности является ответом на данный вызов социальных проблем общества. Сохранение окружающей среды, самого человека, решение проблем социальной экологии должны являться содержательными факторами образования.

Настоятельное требование к современному человеку заключается в обладании им способности осознавать последствия своих действий и принимаемых решений. Современному человеку в актуальном мире необходимо анализировать и принимать решения с широких позиций, воспринимая реальность с социальной точки зрения, то есть через призму человека, стоящего в ее центре.

Глобализационные процессы, экологические проблемы, возрастающая роль науки в производстве, изменение ценностных и смысловых ориентаций человека, основ его существования приводят необходимости изменений в жизни каждого человека, основанных на новом осмыслении сущности бытия, его роли и ответственности за принимаемые решения.

Следовательно, аспект гуманитаризации современного образования выходит на лидирующие позиции.

Актуальность обеспечения опережающего образования приводит к необходимости создания и управления системой опережающего образования, разработки новых подходов к управлению процессом образования, достижением эффективности управления процессами получения знаний, их качеством, вещественным наполнением, количеством и направленностью.

Управленческие решения должны быть направлены на преодоление противоречий, связанных с отставанием образования от изменяющихся требований, идущих со стороны производства, науки и техники, структурных изменений в экономике нашей страны. В свою очередь, новые подходы к управлению в системе образования для реализации опережающего образования должны быть связаны с комплексным подходом к данной проблеме.

Управленческие решения по реализации опережающего образования должны воздействовать на различные направления в области социологии управления, менеджмента, экономики, прогнозирования, социального планирования. Таким образом, процессы изменений в системе образования должны быть согласованы с социальной средой, социальными процессами общества и основаны на прогнозном обосновании их изменений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)