Правовой режим объектов теплоснабжения

В рамках данной статьи будут приведены особенности правового режима объектов теплоснабжения с использованием классификации, в основе которой функциональное назначение объекта.

По функциональному назначению объекты теплоснабжения могут быть подразделены на группы объектов, включая объекты предназначенные для:

  • производства;
  • использования;
  • передачи тепловой энергии.

В отношении объектов теплоснабжения в данном законе предусмотрены как общее определение понятия «объекты теплоснабжения», под которыми понимаются источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность, так и определения понятий указанных объектов.

Согласно п.3 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под источником тепловой энергии понимается устройство, предназначенное для производства тепловой энергии.

Определение понятия теплопотребляющая установка дано в п.4.1 ст.2 указанного закона. Под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии.

Под тепловыми сетями понимается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенные для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (п.5 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

В п.14 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» законодатель закрепляет также понятие системы теплоснабжения, под которой понимается совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

При этом в п.19.1 данной статьи закреплено также понятие открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), под которой понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.

Остановимся более подробно на особенностях правового режима энергетических объектов в сфере теплоснабжения с учетом функционального назначения данных объектов.

Как уже отмечалось выше, данные объекты по своему функциональному назначению можно условно подразделить на три группы:

  • объекты, предназначенные для производства тепловой энергии;
  • объекты, предназначенные для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;
  • объекты, предназначенные для передачи тепловой энергии.

К первой группе относится источник тепловой энергии, ко второй — теплопотребляющая установка, к третьей — тепловая сеть.

В то же время следует обратить внимание, что в определении объекта теплоснабжения указывается на источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупностью, при этом определение системы теплоснабжения включает в себя также и теплопотребляющие установки.

В ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» детально не раскрывается, что подразумевается под термином устройство. Только в определении тепловой сети указано, что это совокупность устройств, включая центральные тепловые пункты, насосные станции.

В случае, когда объекты теплоснабжения отвечают признакам недвижимого имущества, закрепленного в п.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ, необходимо учитывать положения действующего законодательства, устанавливающего требования в отношении регистрации прав на такое имущество и сделок с ним.

Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, приводятся в п.2 настоящего параграфа.

Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок утверждены Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115.918 П.2.4. указанных Правил содержит положения о приемке и допуске в эксплуатацию тепловых энергоустановок.

Согласно п.2.4.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом. В период строительства и монтажа зданий и сооружений проводятся промежуточные приемки узлов оборудования и сооружений, в том числе оформление актов скрытых работ в установленном порядке.

В соответствии с п.2.4.5 данных Правил испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем проводятся подрядчиком по проектным схемам после окончания всех строительных и монтажных работ по сдаваемым тепловым энергоустановкам.

Особенность правового режима касается также вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.

Согласно п.1 ст.21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских
округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

В соответствии с п.3 ст.21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством РФ в соответствии с положениями данной статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия
органами местного самоуправления поселений, городских округов предусмотренных данной статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.

Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей».

Согласно п.2 указанных Правил под выводом в ремонт понимается временная остановка оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии.

Под выводом из эксплуатации понимается окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года.

В соответствии с п.3 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей установлен различный порядок согласования для вывода в ремонт и вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей:

  1. Вывод в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием указанных объектов.
  2. Вывод из эксплуатации источников тепловой энергии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления.
  3. Вывод из эксплуатации тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления и потребителями тепловой энергии.
  4. Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, не допускается без согласования с указанными потребителями.

В целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлены положения по организации развития систем теплоснабжения поселений и городских округов.

Согласно п.2 ст.23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

В соответствии с п.5 данной статьи при разработке схемы теплоснабжения должна быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, определяемая следующими показателями:

  • резервирование системы теплоснабжения;
  • бесперебойная работа источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом;
  • живучесть источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом.

Согласно п.6 ст.23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в системе теплоснабжения с учетом резервирования должен быть обеспечен баланс тепловой энергии (мощности) и тепловой нагрузки как в расчетных условиях, так и (с учетом резервных источников тепловой энергии, принадлежащих потребителям, и резервирования в системе теплоснабжения) в вероятных нерасчетных погодных условиях.

Необходимо учитывать, что действующим законодательством установлен особый правового режима объектов теплоснабжения в зависимости от формы собственности. Данные особенности прямо предусмотрены Главой 6_1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно п.1 ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно п.4 ст.28.1 Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» объекты теплоснабжения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и права владения и (или) пользования которыми передаются по договору аренды или концессионному соглашению, подлежат техническому обследованию в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии с п.5 ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

Договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими требованиями, установленными гражданским законодательством, должны предусматривать обязанности арендатора по поставкам потребителям товаров, оказанию услуг в сфере теплоснабжения с использованием передаваемого в аренду имущества в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», конкурсной документацией и заявкой арендатора на участие в конкурсе.

В соответствии с ч.2 ст.28.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должен включать в себя следующие существенные условия:

  1. Описание данных объектов теплоснабжения, в том числе их технико-экономические показатели и целевое назначение.
  2. Размер арендной платы.
  3. Срок договора аренды.
  4. Значения долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
  5. Предельные сроки прекращения поставок потребителям соответствующих товаров, оказания соответствующих услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением условий договора аренды.

Среди обязанностей арендатора по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности в ст.28.3 в первую очередь указана обязанность эксплуатировать данные объекты теплоснабжения в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, предоставлять потребителям товары, оказывать услуги в сфере теплоснабжения, обеспечивать при осуществлении деятельности с использованием данных объектов возможность получения потребителями соответствующих товаров, услуг, а также подключать потребителей к данным объектам и (или) новым объектам теплоснабжения.

Указанная в данном пункте классификация, применяемая для изучения особенностей правового режима объектов теплоснабжения, в основе которой форма собственности, присуща объектам теплоснабжения, которые находятся в государственной и муниципальной собственности.

Особенности правового режима данного имущества при передаче в аренду закреплены в Федеральном законе от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Данные особенности установлены с 8 мая 2013 года на основании Федерального закона от 07 мая 2013 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2013 № 872/13 во исполнение указанного закона были внесены изменения в Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)