Параметры сопоставления психологической идентичности

Согласно О.Н. Леонтович, различия в самоидентификации и взаимовосприятии представителей контактирующих культур – это одна из наиболее трудноуловимых и самых глубинных причин непонимания в процессе межкультурной коммуникации. С целью сопоставительного анализа разных народов используются параметрические модели Г. Хофстеде, К. Клокхона, Т. Парсона и др. Приведем некоторые параметры сопоставительного анализа психологической идентичности.

Индивидуализм / коллективизм. Разделение культур на индивидуалистские или коллективистские является одним из важных показателей в межкультурной коммуникации, так как с его помощью объясняются различия в поведении представителей разных культур.

Интересно
По мнению нидерландского социолога Г. Хофстеде, подавляющее большинство людей живет в обществах, в которых интересы группы превалируют над интересами индивида. Такие общества называются коллективистскими. В большинстве коллективистских обществ семья состоит из большого количества людей, живущих под одной крышей. Коллективистский тип культуры распространен в таких странах, как Гватемала, Венесуэла, Колумбия, Пакистан, Корея и др.

Меньшая часть людей на планете живет в обществе, в которых интересы индивида преобладают над интересами группы. Эти общества носят название индивидуалистических. Индивидуалистическими обществами считаются культуры США, Австралии, Великобритании, Канады, Франции, Новой Зеландии и других стран.

Рассмотрим данный параметр на примере американской культуры, которая является индивидуалистической. Понятие индивидуализма составляет основу протестантской трудовой этики. По мнению Богерта, «западная цивилизация держится на индивидуализме. Личность – это священно. Дорожить собой и любить себя – с этого реально начинается цивилизованная жизнь».

Согласно наблюдениям О.Н. Леонтович, американское «я», составляющее основу общества США, объединяется с «я» других индивидуумов, но при этом никогда не растворяется в этом единении. С раннего детства американцев обучают самоценности собственной идентичности и способности проявлять ее в коммуникации с другими людьми.

Французскую культуру также относят к индивидуалистической. Французы также ценят свой индивидуализм, они стараются всегда подчеркнуть свои индивидуальные отличия, присутствие в их жизни права выбора, права поступать по-своему. Французы – свободолюбивый народ, но вместе с тем и законопослушный.

Русская культура традиционно считается коллективистской. По мнению Н.А. Бердяева, русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери.

Рациональность / эмоциональность. Например, французы по своему мировосприятию и характеру рациональны, и поэтому они считают главной чертой своего национального характера острый ум и рационализм, тяготение к ясной, точной, логичной, изящно сформулированной мысли. Наряду с логичностью и рационализмом, характерным признаком французского характера считается скептический склад ума. Французы жестко контролируют свои эмоции, для них важно не столько выражать их, сколько демонстрировать.

Что касается американцев, то во всем мире они имеют репутацию прагматиков. Русские же по своей природе эмоциональны. По мнению С.Г. Тер-Минасовой, русская эмоциональность реализуется через возможность выбора местоимения ты и вы, наличие большого количества уменьшительно-ласкательных суффиксов, олицетворение окружающего мира через категорию рода, частое употребление восклицательного знака.

Оптимизм / пессимизм. Например, американцы считаются оптимистами, они верят в способность человека создавать свою судьбу, изо всех сил стремятся быть счастливыми и рассматривают счастье как императив. Русские же склонны к депрессии и тоске. На вопрос «Как дела?» русские, вероятнее всего, ответят «Нормально» или «Потихоньку». Как пишет О.Н. Леонтович, здесь проявляется суеверие, привычка преуменьшать свои успехи («чтобы не сглазить») и нелюбовь к самовосхвалению. Американский оптимизм кажется русским неискренним и подозрительным. Французы в подавляющем большинстве считают себя счастливыми людьми. Для них характерны оптимизм, юмор, ирония.

Открытость / закрытость. Например, американское и русское общество считаются открытыми. По мнению О.Н. Леонтович, открытость – это явление разных порядков. Американскую открытость следует рассматривать как коммуникативную стратегию, и в этом смысле американцы отличаются большей прямотой, безапелляционностью, чем русские.

Эта черта американцев выражается прилагательным outspoken, не имеющим русского эквивалента. Для русских открытость означает готовность раскрыть свой личный мир собеседнику.

Психологическая идентичность разных народов сложна и многоаспектна. В процессе межкультурной коммуникации важно учитывать выявленные различия между культурами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)