Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью

1. Собственник судна с момента экологического инцидента, если таковой состоит из ряда происшествий одного и того же происхождения, с момента первого происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате такого инцидента.

При этом под судном понимается любое судно, предназначенное или используемое для перевозки нефти наливом в качестве груза, при условии, если судно, способное перевозить нефть, рассматривается в качестве такового только тогда, когда оно фактически перевозит нефть наливом в качестве груза, а также в течение любого следующего за такой перевозкой рейса, если не доказано отсутствие не его борту остатков от перевозки нефти наливом; потерпевшим лицом является гражданин, юридическое лицо, государство или любая его составная часть.

Под собственником судна понимается лицо, зарегистрированное в качестве собственника судна, а в случае, когда судно принадлежит государству и эксплуатируется организацией, зарегистрированной в качестве судовладельца, собственником судна является такая организация.

Понятие “нефть” подразумевает любую стойкую углеводородную минеральную нефть, в том числе сырую нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится ли она на борту судна в качестве груза или в топливных танках такого судна.

Ущербом от загрязнения являются:

  • ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива нефти с судна, где бы такие утечка или слив ни произошли, при условии, что компенсация за ущерб окружающей среде кроме упущенной выгоды в результате причинения такого ущерба ограничивается расходами на разумные меры восстановительного порядка, которые фактически предприняты или должны быть произведены;
  • расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб;

При этом в качестве предупредительных мер понимаются любые разумные меры по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения, принятые любым лицом после инцидента.

Наконец, под инцидентом понимается любое происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб от загрязнения или же возникла серьезная и непосредственная угроза причинения такого ущерба.

2. Собственник судна не несет ответственности за ущерб от загрязнения, если докажет, что:

  • ущерб причинен вследствие военных или враждебных действий, народных волнений либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления;
  • ущерб полностью причинен действиями или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб от загрязнения;
  • ущерб полностью причинен небрежностью или иными неправомерными действиями публичных властей, отвечающих за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции.

Собственник может быть также освобожден от ответственности, если докажет, что ущерб от загрязнения полностью или частично причинен умышленно или по грубой неосторожности самого потерпевшего лица.

В случае причинения ущерба от загрязнения в результате инцидента с вовлечением двух или более судов собственники всех причастных к нему судов, если все такие собственники не имеют перечисленных выше оснований к освобождению от ответственности, несут солидарную ответственность за весь ущерб от загрязнения, который не может быть разумно разделен между ними.

Однако все они имеют право на ограничение ответственности, применимое к каждому из них в соответствии с правилами, изложенными ранее. Данное правило не затрагивает права каждого из участников инцидента на предъявление регрессных требований к любому другому из них.

3. Собственник судна, являющегося участником инцидента, связанного с загрязнением моря нефтью, имеет право ограничить свою ответственность по отношению к одному инциденту общей суммой, исчисляемой следующим образом:

  • 3 млн. расчетных единиц для судна вместимостью не более 5000 т;
  • для судна вместимостью более 5000 т к сумме, указанной в предыдущем абзаце, добавляется 420 расчетных единиц за каждую последующую тонну вместимости при условии, если общая сумма ни в коем случае не превышает 59,7 млн. расчетных единиц.

Собственник судна утрачивает право на ограничение ответственности, если доказано, что ущерб от загрязнения явился результатом его собственного действия или бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

4. В целях обеспечения ограничения своей ответственности за ущерб от загрязнения в соответствии с приведенными выше правилами собственник судна должен создать фонд ограничения ответственности на общую сумму, равную пределу его возможной ответственности, в суде или арбитражном суде, в которых к нему предъявлен иск о возмещении ущерба от загрязнения, либо, если такой иск не предъявлен, в тех правозащитных инстанциях, в которых он может быть предъявлен.

Такой фонд может быть создан посредством внесения суммы в депозит того или другого из названных органов либо путем предоставления банковской гарантии или иного финансового обеспечения, приемлемых в соответствии с законодательством РФ и признаваемых достаточными судом или арбитражным органом.

Расходы и пожертвования постольку, поскольку они разумны и произведены собственником судна добровольно с целью предотвратить или уменьшить ущерб от загрязнения, дают ему такие права по отношению к фонду ограничения ответственности, какие имеют другие кредиторы.

Страховщик или иное лицо, предоставившее финансовое обеспечение, имеет право создать фонд ограничения ответственности на таких условиях и такого значения, как если бы фонд был создан собственником судна. Такой фонд может быть создан, если даже собственник судна не может ограничить свою ответственность. При этом создание такого фонда не затрагивает в подобном случае прав потерпевших по отношению к собственнику судна.

В случае, если собственник судна после инцидента создал фонд ограничения ответственности в соответствии с изложенными правилами и имеет право на ограничение ответственности:

  • никакое лицо, требующее возмещения ущерба от загрязнения, причиненного вследствие данного инцидента, не имеет права на удовлетворение такого требования за счет какого-либо другого имущества собственника судна;
  • суд или арбитражный суд выносит постановление об освобождении судна или иного принадлежащего собственнику судна имущества, на которые наложен арест по требованию возмещения ущерба от загрязнения, причиненного таким инцидентом, и так же освобождает любой залог или иное обеспечение, предоставленные для предотвращения такого ареста.

Настоящие правила применяются в случае, если лицо, требующее возмещения ущерба от загрязнения, имеет право на защиту в суде или арбитражном суде, которые распоряжаются фондом ограничения ответственности, и такой фонд может быть действительно использован для удовлетворения требования такого лица.

5. Собственник судна, перевозящего наливом в качестве груза более 2000 т нефти, должен для покрытия своей ответственности за ущерб от загрязнения на основании приведенных выше правил осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение ответственности – гарантию банка или иной кредитной организации на сумму, равную пределу его ответственности за ущерб от загрязнения.

Любые суммы, предоставление которых гарантируется страхованием или иным финансовым обеспечением ответственности, должны использоваться исключительно для удовлетворения требований, предъявляемых на основании установленных выше правил.

Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения ответственности и имеющее силу в соответствии с приводимыми правилами, выдается каждому судну органом его регистрации, если описанные выше требования выполнены.

При этом свидетельство должно содержать следующие сведения:

  • название судна и порт (место) его регистрации;
  • наименование и место основной деятельности собственника судна;
  • вид финансового обеспечения ответственности судовладельца;
  • наименование и место основной деятельности страховщика или другого лица, предоставившего финансовое обеспечение ответственности, и в соответствующих случаях место, в котором было осуществлено страхование или предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности;
  • срок действия свидетельства, который не может превышать срок действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности.

Свидетельство составляется на русском языке с переводом на английский или французский язык и должно находиться на борту судна, а его копия должна быть сдана на хранение в орган регистрации судна.

Считается, что страхование или иное финансовое обеспечение ответственности не удовлетворяет требованиям, изложенным выше, если действие такого обеспечения может прекратиться по иным причинам, чем истечение срока действия страхования, указанного в свидетельстве, или иного финансового обеспечения, до истечения трех месяцев с момента уведомления органа регистрации судна о таком прекращении, за исключением случаев аннулирования свидетельства таким органом или выдачи в указанный период нового свидетельства.

Судно, находящееся в собственности государства и в отношении которого не требуется осуществлять страхование или предоставлять иное финансовое обеспечение ответственности, должно иметь свидетельство, выданное соответствующим органом регистрации судна и удостоверяющее, что судно действительно является собственностью государства и ответственность такового за ущерб от загрязнения обеспечена в пределах, которые определяются вышеприведенными правилами КТМ РФ.

6. Иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен к собственнику судна только в соответствии с правилами, приведенными выше, и не может быть вчинен по отношению к:

  • работникам, в том числе членам экипажа судна, или агентам собственника судна;
  • лоцману или любому другому лицу, которое, не являясь членом экипажа судна, выполняет работу на судне;
  • любому фрахтователю, в том числе фрахтователю по бербоут-чартеру, и доверительному управляющему;
  • любому лицу, осуществляющему спасательные операции, с согласия собственника судна или по указанию публичных властей;
  • любому лицу, принимавшему предупредительные меры;
  • работникам или агентам вышеперечисленных лиц (кроме судовладельца), если ущерб от загрязнения не явился результатом их собственных действий или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

Иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен непосредственно к страховщику или к лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна за ущерб от загрязнения.

В таком случае ответчик, если даже собственник судна не имеет права ограничить ответственность, может воспользоваться пределами ответственности, установленными настоящими правилами. Ответчик может также предоставить те возражения, на которые мог бы сослаться сам собственник судна, за исключением ссылок на банкротство или ликвидацию его организации.

Кроме того, ответчик может воспользоваться для своей защиты тем возражением, что ущерб от загрязнения причинен умышленно самим собственником судна и он не может использовать никакое другое средство защиты, на которое ответчик имеет право ссылаться в деле, возбужденном против него собственником судна. Во всех случаях ответчик имеет право требовать, чтобы собственник судна был привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)