Казначейское исполнение бюджета по доходам и расходам
Важнейшим элементом этой стадии бюджетного процесса является кассовое исполнение бюджета.
Кассовое исполнение бюджета — это организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранения и выдачи, а также ведение учета и отчетности.
Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета:
- казначейская система предусматривает деятельность казначейства по формированию доходов, осуществлению расходов и сдаче остатков на специальные счета в банках. Казначейство выступает в этом случае и кассиром, и банкиром;
- банковская система предусматривает выполнение перечисленных функций эмиссионным (головным) банком страны;
- смешанная система предусматривает распределение функций исполнения бюджета между казначейством и эмиссионным банком.
В Российской Федерации с 1992 г. установлена казначейская система кассового исполнения бюджета.
Исполнить бюджет по доходам — значит мобилизовать контингент налогов, сборов и других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством.
Исполнить бюджет по расходам — значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью.
В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все собранные на территории страны доходы поступают на единый счет, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами, что позволяет Министерству финансов РФ осуществлять постоянный контроль за поступлением средств, движением кассовой наличности, предотвращать кассовые разрывы.
Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства.
Федеральное казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.
В соответствии с Положением, Федеральное казначейство (Казначейство России) — это единая централизованная система органов федерального казначейства, состоящая из:
- главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ;
- территориальных органов управления Федерального казначейства по субъектам федераций — второй уровень — располагаются в административных центрах субъектов Федерации;
- отделений Федерального казначейства — третий уровень управления — располагаются в районных центрах, крупных населенных пунктах.
Органы казначейства Министерству финансов Российской Федерации.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Основные этапы исполнения бюджетов по расходам.
Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных, последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования:
- составление и утверждение бюджетной росписи;
- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
- подтверждение исполнения денежных обязательств;
- выверка исполнения денежных обязательств.
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.
Государственные расходы осуществляются только в соответствии с финансово-плановыми актами.
Государственные расходы осуществляются разными способами.
Финансирование — безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Безвозвратность и безвозмездность финансирования отличают его от кредитования.Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возмездной и возвратной основах и его строго целевое назначение.
Бюджетная ссуда — средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему с целью устранения кассового разрыва при разрыве в периоды поступления и расходования; может быть возмездной.
Государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы находятся на сметно-бюджетном финансировании и с использованием лицевых счетов.
Лицевой счет открывается в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого получателя средств федерального бюджета.
Лицевой счет:
- необходим для отражения средств федерального бюджета, которыми располагает получатель этих средств;
- открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства;
- учитывает средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения, которые зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства;
- на его основе формируется Главная книга Федерального казначейства.
Сметно-бюджетное финансирование — это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой.
Смета состоит из статей, которые имеют предметно-целевое назначение. Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения.
Статьи расходов бюджета составляются на основе норм расходов.
Нормы расходов — единые измерители расходов по однородным учреждениям. Существуют различные нормы расходов.
Нормы расходов подразделяются на обязательные и расчетные:
- обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки, питание, медикаменты);
- расчетные — или необязательные расходы (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление).
- Нормы расходов, учитываемые при составлении смет, могут быть материальными и денежными:
- материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на единицу измерения расходов;
- денежные нормы являются стоимостным выражением материальных (натуральных) норм расходов.
Нормы расходов делятся также на индивидуальные и комбинированные:
- индивидуальная норма расходов предусматривает расходы на одну цель (например, питание ученика);
- комбинированные нормы — это совокупность индивидуальных норм по определенному показателю (расходы на одного ученика).
Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря, осуществление операций по исполнению бюджетных обязательств заканчивается 25 декабря.
Для оценки эффективности процесса исполнения бюджета применяются следующие критерии:
- бюджетные предположения утверждены законодательным органом и своевременно, до начала финансового года, разосланы отраслевым министерствам;
- прогнозируется ежегодная потребность в наличных денежных средствах каждого ведомства, движение денежной наличности в государственной системе рационально и обеспечивает разрешения на производство расходов;
- отраслевые министерства эффективно управляют как регулярными расходами, так и проектами развития;
- существует порядок поэтапного выделения средств в течение года, а также единовременного выделения средств в случае особо крупных единичных расходов;
- министерство финансов полномочно изменять суммы ассигнований отраслевым ведомствам в течение года;
- ведомства могут получать дополнительные ассигнования, если они обоснованны;
- централизованные платежи не подрывают эффективность функционирования ведомств, не ослабляют контроля за расходами.
В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением бюджетов Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, иными федеральными и региональными органами исполнительной власти РФ.
- Сущность, значение и функции кредита
- Управления бюджетными средствами
- Доходы и расходы местного бюджета
- Функции органов местного самоуправления по формированию и исполнению местного бюджета
- Сущность местных финансов
- Сущность, структура и функции межбюджетных трансфертов
- Основы межбюджетных отношений
- Бюджетный федерализм и основы межбюджетных отношений
- Государственный и муниципальный финансовый контроль
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу