Характеристика этапов развития воспитательной системы

Процесс развития воспитательной системы предполагает несколько этапов.

На первом этапе идет формирование целевой установки, вырабатываются главные ориентиры в организации воспитания. Складывается малая педагогическая концепция, не всегда изложенная в текстах, но всегда отрефлексированная в сознании авторской (инициативной группы).

Стратегическая цель системы конкретизируется в практических задачах, которые необходимо решить для ее достижения.

Высшая цель системы – личность воспитанника, она же является субъектом своего развития и объектом педагогического взаимодействия. В конечном итоге выпускаемая из стен школы личность несет на себе отпечаток деятельности воспитательной системы. Соответствие результатов цели есть основной показатель эффективности ВСШ. Поэтому личность является субъектом, объектом, целью, результатом и показателем эффективности воспитательной системы школы.

На этом этапе развития в результате управленческой деятельности, носящий организационный характер, складывается организационно-функциональная структура ВС. Важнейшим моментом в этой деятельности является создание «ситуации прорыва» своеобразной точки бифуркации, показывающей перспективу развития системы.

Критерием оценки этого этапа является факт участия: сколько детей и педагогов приняли участие в том или ином деле, каково их восприятие. Возникает противоречие между ВСШ и улицей (возрастание интереса обучающихся к внутренней жизни школы приводит к ослаблению и разрушению уличных компаний и отношений).

Второй этап в развитии воспитательной системы образовательной организации связан с отработкой содержания деятельности и структуры. В этот период в различных блоках ВС происходят следующие процессы.

В области системообразующей деятельности:

  • окончательно утверждаются все ее виды;
  • идет обработка наиболее эффективных форм и методов воспитательных взаимодействий (рождаются новые формы и совершенствуются старые);
  • отлаживаются процессы регуляции, поскольку повышенное внимание к доминантным видам деятельности может привести к ослаблению интереса к повседневным, будничным, но необходимым делам.

В развитии единого воспитательного коллектива:

  • бурно развивается детский коллектив, в его рамках возникают различные, как одновозрастные, так и межвозрастные временные коллективы;
  • в результате инноваций рождаются новые традиции;
  • сетка коллективов и отношений, охватывающих школьников, становится все многообразнее, что соответственно расширяет возможности самоутверждения через выбор адекватных личностным притязаниям ролей;
  • коллективообразующие процессы охватывают и педагогов, осознающих взаимозависимость и взаимоответственность в достижении результата.

Во взаимодействии с внешней средой:

  • обостряется борьба за влияние на личность ученика, что приводит к напряженным отношениям с молодежным окружением;
  • школа включает в жизнь воспитанников заботы и проблемы ближайшего социума;
  • появляется необходимость в школьной социологической службе.

К управлению на организационно-педагогическом уровне активно подключаются старшеклассники. Главным критерием оценки воспитательной системы на этом этапе выступают отношения: как относятся воспитанники и педагоги к происходящему, почему принимают участие в той или иной деятельности, каково самочувствие ученика в школе в целом.

Интересно
Третий этап – завершающий, этап стабильного функционирования. Воспитательная система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается, система воспроизводит воспитательный процесс в заданном режиме. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебно-познавательную деятельность, превращая ее в фактор воспитания. Рамки урока становятся тесными, что приводит к разработке новых, более гибких и емких форм коллективного познания.

На данном этапе воспитательный коллектив переходит в новое качественное состояние: он выступает сообществом, содружеством детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью. Все более интенсивным становится процесс педагогизации ученической среды. В школе как особый вид деятельности развивается общественно-педагогическая деятельность, среди выпускников усиливается ориентация на педагогические профессии, что является реализацией функции самовоспроизводства системы.

Другой формой реализации этой функции является механизм социального наследования. Система накапливает, аккумулирует и передает по наследству свои традиции.

На третьем этапе в управление системой включается все большее количество людей. Административные формы руководства уступают свои позиции процессам самоуправления и саморегуляции. Однако такое состояние не является стабильным, поскольку всякая система имеет свойства старения. Объективно положительные проявления системы нередко ведут к выработке стереотипов, чувства непогрешимости, омертвлению оправдавшего себя однажды опыта, а это ведет к застою и разложению воспитательной системы.

Четвертый этап – обновление и перестройка системы. Процесс обновления может проходить двумя классическими путями: революционным и эволюционным. Первый обычно вызывается чрезвычайными, кризисными обстоятельствами в жизни учреждения или общества. Образец такого пути показал А. С. Макаренко своим переездом колонии в Куряж. При правильно организованном управлении механизмы обновления заложены в самой системе. Оно осуществляется за счет инноваций, которые, как правило, ведут к усложнению целей, задач, к обновлению структуры и содержания деятельности. Эти изменения и поднимают систему на новую ступень. Инновация – это не просто обновление системы введением в нее новых элементов, ситуаций и изменением устойчивых связей, а изменение осознанное, освоенное, целенаправленное.

Таким образом, закономерностью развития воспитательной системы является смена или видоизменение системообразующего фактора. Динамизм воспитательной системы обеспечивается оптимальным соотношением традиций и инноваций и тем, что процесс упорядочения никогда не достигает своего завершения. Для нормального развития воспитанников и самой ВСШ необходимо наличие определенных зон неупорядоченности (во времени, в пространстве, в людях), ситуаций, оставляющих свободу выбора, которые не вписываются в воспитательную систему, не вполне попадают под принятые в ней нормы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)