Формы и функции физической культуры в обществе

Функции физической культуры необходимо рассматривать в единстве с ее формами, т. к. функции и формы не могут существовать независимо друг от друга.

Под функциями в ФК понимают объективно присущие свойства определенным образом воздействовать как на человека, так и на другие сферы общественной жизни.

Функции ФК реализуются не автоматически, а только через активную двигательную деятельность человека, направленную на использование ее специфических ценностей.

Функции ФК, свойственные ее разным видам, могут реально проявляться преимущественно в определенных, конкретных формах.

Отсюда понятие «Форма ФК» трактуется как способ существования и упорядоченности того или иного вида ФК с присущим ему функциональным назначением. При этом каждая отдельная форма ФК осуществляет ее назначение посредством реализации конкретных функций.

Специфические функции

Физического воспитания. Данная функция раскрывает такие свойства физической культуры, как специфическое воздействие ее на организм занимающихся. Центральным средством физического воспитания является физическое упражнение (ФУ).

Именно благодаря использованию ФУ происходят изменения морфофункциональных показателей организма (морфологические — осанка, тип телосложения, мышечная масса; функциональные — работоспособность, дыхательная система, сердечно-сосудистая система).

Психофизические способности — быстрота реакции, экономичность движений, ритмичность и т. д. Влияние на указанные показатели обусловливается характером двигательной деятельности.

Оздоровительно-рекреативная. ФК является неизменным средством удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности особенно в условиях современного малоподвижного труда.

С помощью определенных физкультурных программ возможно решение многих реабилитационных и рекреационных задач, связанных с лечением и восстановлением работоспособности, поддержанием физической кондиции, активным отдыхом, оптимизацией психофизического состояния после трудового дня.

Решение оздоровительных задач достигается с использованием широкого круга средств ФК (ФУ, естественные силы природы и гигиенические
факторы).

Соревновательно-достиженческая. Данная функция в основном относится и затрагивает такую форму ФК как спорт. Специфика спортивной деятельности основана на обязательном наличии в ней элемента состязания, стремления к постоянному превышению уже достигнутого.

Занятия спортивными упражнениями без стремления к превышению превращается в физическое воспитание, где целью и мотивом выполняемой деятельности является получение удовольствия, укрепление здоровья, снятие утомления и т. п.

Спорт как специфический вид деятельности может полноценно существовать только при наличии в нем взаимосвязанных между собой четырех компонентов: усилие, препятствие, достижение, соревнование.

Именно через них и реализуется соревновательно-достиженческая функция ФК (усилие — максимальное усилие спортсмена, препятствие — преодолеваются и постоянно повышаются, достижение — с одной стороны цель, с другой — критерий, соревнование — именно в нем проявляются предыдущие компоненты).

Общекультурные функции

Духовного воспитания. В процессе занятий на ряду с физическими и функциональными способностями подвергаются воздействию и духовные структуры личности человека (умственные, нравственные, эстетические и др.). Воля, внимание, двигательная память, трудолюбие — эти свойства и качества у человека, занимающегося физкультурными занятиями, значительно выше, чем у не занимающегося.

Следовательно, физкультурная деятельность совершенствует не только мышечно-двигательную систему человека, но и его духовные качества и способности, которые при этом активно проявляются.

Экономическая.

Данная функция проявляется в двух направлениях:

  • производительность труда. У людей, систематически занимающихся ФУ, она на 3-5% выше, годовые потери рабочего времени по причине простудных заболеваний в 3 раза ниже (3 дня против 10), случаи производственного травматизма на 30-40% реже;
  • отрасль физической культуры. Спорт высших достижений —вливания капитала извне; предприятия, работающие на нужды ФВ.

Зрелещно-досуговая. Досуг — это свободное от основной работы время.

Люди по-разному относятся к ФК. У одних это обязательной компонент их образа жизни, другие используют ее эпизодически, а у третьих она практически отсутствует.

Существует два типа вовлечения людей в ФК:

  • первичное вовлечение предполагает активные физкультурные занятия (организованные, самостоятельные);
  • вторичное вовлечение представляет собой опосредованное (пассивное) потребление ФК.

Осуществляется через различные средства массовой информации (чтение, радиорепортажи, просмотр спортивных телепередач, посещение соревнований). При этом удовлетворяются некоторые познавательные, эстетические, коммуникативные и культурно-развлекательные потребности.

Познавательная. ФК вносит определенный положительный вклад в общую копилку знаний о человеке. Проявляется эта функция в следующих аспектах:

Личностный. В процессе занятий человек познает самого себя, свои физические и волевые качества, двигательные возможности, осваивает закономерности и принципы их эффективного развития. Возрастает его сумма знаний, творческие и интеллектуальные способности, связанные не только с двигательной деятельностью.

Социальный. Физкультурно-спортивная наука открывает совместно с практикой новые формы двигательной деятельности, ищет эффективные средства и методы подготовки людей, тем самым внося вклад в общую науку.

Таким образом, познавательная функция заключается в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению знаний о человеке, его возможностях, средствах и методах физического совершенства.

Кроме рассмотренных функций, ей в полной мере присущи и другие общекультурные функции:

  • коммуникативная;
  • информационная;
  • нормативная.

Как уже отмечалось, функция ФК не может проявляться вне реального способа существования конкретного вида ФК (вне формы), так и каждая форма выполняет свое назначение.

Рассмотрим основные формы ФК.

Физическое воспитание. Самая крупная форма. к ней относится та часть, которая включена в систему образования и воспитания в качестве обязательного предмета.

Признаки формы:

  • педагогически организованный многолетний процесс;
  • является обязательным предметом;
  • типичная форма занятий — урок;
  • обязательное овладение минимумом физкультурных знаний, умений и навыков (ЗУН);
  • преемственность задач, средств, методов и форм занятий ФУ;
  • комплексное использование средств.

Производственная ФК. Используется в рамках непосредственного трудового процесса, а также в обеденный перерыв и после окончания рабочего дня. Она органически включена в систему научной организации труда. Основное ее назначение — повышение производительности труда.

Признаки:

  • ФУ отбираются с учетом специфики характера работы;
  • физическая нагрузка является умеренной, не вызывающей утомления и снижения работоспособности;
  • продолжительность одноразовых занятий кратковременна, около 10 мин;
  • занятия строятся на основе добровольности;
  • использует специфические средства.

Оздоровительно-рекреативная ФК.

В структуре оздоровительно-рекреативной физической культуры можно выделить относительно самостоятельные ее разновидности:

  1. ЛФК (лечебная физическая культура), направленная на восстановление организма;
  2. адаптивная ФК, направленная на социализацию людей с ограниченными возможностями;
  3. утренняя гимнастика, призванная оптимизировать физическое состояние;
  4. оздоровительно-рекреативная обеспечивает здоровый, активный отдых (физкультурно-споривные игры и развлечения, туризм, фитнес, плавание и купание, велосипедные и лыжные прогулки, группы здоровья, ОФП и др).

Признаки:

  • абсолютно добровольное участие;
  • реализуется в свободное время;
  • выраженная оздоровительная направленность занятий;
  • диапазон нагрузок колеблется от лечебных до развивающих.

Спорт.

В настоящее время спорт разделился на два типичных направления:

  1. Массовый спорт. В своей основе сохранил почти все ценности физической культуры (оздоровительную направленность, тесную связь с жизненной практикой, идею гармоничного развития духовных и физических сторон личности). Режим тренировочных занятий строится с учетом трудовой или учебной занятости.
  2. Спорт высших достижений. Ориентирован на максимальные спортивные результаты. Спортивная деятельность становится основной на определенный период жизни. Жесткая организация спорта высших достижений приводит к потере своей гуманной сущности: здоровье нередко приносится в жертву, формируются агрессивность, эгоизм и др.

Признаки:

  • научно обоснованна система спортивной тренировки;
  • деятельность направлена на достижение максимальных результатов;
  • требует углубленной специализации;
  • контингент занимающихся ограничен возрастом (10-35, спорт ветеранов);
  • носит добровольный характер.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)