Дидактические принципы В.Ф. Шаталова

Главными понятиями выступают «опорный конспект», «опора», «опорный сигнал».

Рассмотрим дидактические принципы В.Ф. Шаталова:

  • Применение ориентировочной основы действий в виде наглядных опорных конспектов.
  • Изучение учебного материала крупными блоками. Изложение материала большими блоками (тема, раздел), писал В.Ф. Шаталов, позволяет лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи там, где раньше были лишь отдельные теоремы, правила, параграфы. Ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть ее, узнать, что ждет впереди.
  • Обучение на высоком уровне трудности.
  • Обязательный поэтапный контроль.
  • Многократное повторение.
  • Учение без принуждения.
  • Ситуация успеха.
  • Гласность и открытость результатов учебной деятельности.
  • Открытые перспективы (возможность корректирования результатов).

Опорный конспект – наглядная схема, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.

Опорный конспект можно представить как систему опорных сигналов в виде краткого условного конспекта. Это набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, определенным образом расположенных на листе.

Опора – ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.

Опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок), заменяющий некое смысловое значение.

Опора и опорный конспект позволяют ученикам свертывать и развертывать предъявляемый для изучения текст, и сама эта операция свертывания и развертывания, доступная каждому ученику, облегчает понимание и запоминание материала, исключает возможность зубрежки.

Ученики не только следят за мыслью учителя, по опорному конспекту они сами могут проходить путями мысли учителя.

Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия.

В.Ф. Шаталов указывал, что благодаря им вырабатывается чрезвычайно важное умение – подмечать необычное в явлениях и предметах будничных, а это уже отличительное свойство таланта. Составляющие таланта – целеустремленность, настойчивость в поиске, умение обобщать разрозненные факты, наблюдения и мысли.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)